На днях появилась новость о том, что в скором времени начнутся работы над спин-оффом “Звездных войн” под названием “Rogue One” с Фелисити Джонс в главной роли. Таких спин-офф проектов во вселенной Star Wars планируется еще несколько и это, к слову, кинематографическая добавка к новой трилогии. Честно говоря, как человека, воспитанного на классической трилогии конца 70-х — начала 80-х, факт слегка настораживает.
Фанаты, конечно, обрадуются. Ведь у них снова появилась возможность вернуться в знакомые локации, увидеть героев и заглянуть в будущее (или прошлое). Но не превращает ли компания Дисней культовую франшизу в сериал только из-за финансовых побуждений и понимания потенциальной прибыли? Мне думается, что да.
Джордж Лукас, создав в своей голове невероятный по детализации мир и сюжет, написал замечательный сценарий, который и лег в основу 4-го эпизода. В 1977 году “Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда” являлись чем-то невероятным. Зрители были очарованы сюжетными перипетиями, харизматичными героями, революционными спецэффектами и крепкой приключенческой составляющей. Star Wars на десятилетия стали настоящим культурным феноменом.
Все прекрасно понимают, что Лукас и команда приступила к съемкам сперва 4-6 эпизодов только потому, что их было проще сделать. Компьютерные технологии прошлого века не позволяли многое реализовать, поэтому съемкам новой (старой) трилогии был уготован иной период — начало 2000-х.
Я прекрасно помню свои ощущения, когда в середине 1990-х, будучи подростком, читал новелизацию Алана Дина Фостера. Лукас позволил автору официально адаптировать сюжет фильма в книжную форму. Там было множество упоминаний о войнах Клонов, существовали отсылки к истории Энакина Скайуокера — то есть те вещи, которые позволяли взглянуть на предысторию, но не были отражены в фильме. И это подтверждало только одно: Лукас придумал невероятный сюжет длиной в десятки лет. 6 эпизодов были написаны в одно время, сюжетные нити и персонажи, миры и планеты — всё было связано единой неразрывной концепцией.
Новый VII эпизод расширяет исторический рамки на 30 лет вперед. Мы снова увидим Лею, Хана Соло, Чубакку, Люка и множество новых персонажей, которым и уготованы испытания в течение 3-х серий.
Но главное отличие от классических серий, в общем-то, заключается не в персонажах, а исторической целостности истории. Как известно, Лукас не работал над продолжением и, следовательно, 3 новых эпизода будут писать абсолютно другие авторы с собственным видением и фантазией. Над спин-оффами будут трудиться иные сценаристы. Лукас, находясь в позиции наблюдающего, хотя сможет давать советы, но уже не будет контролировать процесс. И это чревато. Прелесть традиционной 6-серийной эпопеи как раз заключалась в целостности повествования. Хотя современные эпизоды порой и раздражали рядом моментов, генеральная линия была единой. История имела начало и конец. С новой трилогией не всё так ясно. Хотели бы вы продолжения “Матрицы” или “Назад в будущее”? Я нет.
Анонс многочисленных спин-оффов, новая серия литературных произведений (десятки книг по вселенной), тематическая игра Battlefront от шведов из Dice — лучшие индикаторы того, что владельцы франшизы будут вытягивать из зрителей и фанатов всё, что возможно. И вроде есть повод для радости, но Disney таким образом превращает Star Wars в прибыльный сериал по аналогии с супергеройской вселенной Marvel. Хорошо это или плохо — сказать сложно. За десятилетия сменился зритель, который сегодня прекрасно принимает новую кинематографическую модель. Ключевая опасность здесь в обесценивании всего того, чтобы было создано ранее.
Классическая трилогия была историей совсем не про коммерцию, именно поэтому её и любят и пересматривают до дыр. А новая похоже что наоборот.
I have a bad feelings about this.