Писать адекватно и объективно о фильме “Выживший” практически невозможно. Это фильм полный антипод прошлогодней гениальной работы Алехандро Иньярриту “Бёрдмен”. Там была разговорная постмодернистская драмедия, здесь суровое почти бессловесное путешествие в поисках мести. Пожалуй, единственное, что их объединяет, помимо режиссерской составляющей, операторская работа гениального Эммануэля Любецки. Без лишних слов, “Выживший” — самая впечатляющая, красивая и выверенная картина Оскаровской гонки. Дайте статуэтку ДиКаприо!
Алехандро Гонсалес Иньярриту — человек невероятно талантливый и одаренный, взял за основу историю реального человека Хью Гласса — следопыта, тяжело раненного после схватки с индейцами и дикими животными. Однако сценарий был скорректирован таким образом, чтобы у главного персонажа появилась мотивация не просто выжить, а выжить ради чего-то. И этим “чем-то” становится хладнокровное убийство сына. Месть и ведет Гласса через сотни километров заснеженной тайги к убийце, в прямом смысле вытягивая из могилы.
“Выживший” — довольно нестандартная картина для Иньярриту. Если быстро проанализировать персонажей или диалоги, становится ясно что мир картины сплошь состоит из черных и белых полос. Здесь нет нравственных метаний, сомнений. Злые ребята нарочито изображены злыми, добрые находятся исключительно на светлой стороне. Сценарий едва ли не самое слабое место киноистории. Мне показалось, что “Выживший” в некотором роде играет на одном поле с еще одним ярким фильмом года “Безумный Макс: Дорога ярости”. Два фильма объединяет особый киноязык, предпочтение визуальной истории, динамики над диалогами, статикой.
Главное достоинство новой работы Иньярриту состоит в том, что это не разговорное, а визуальное произведение, наполненное невероятными по красоте пейзажами, метафорической символичностью и отсылками к Тарковскому. Наблюдая за происходящим на экране невольно задаешься вопросом: как это сделано? Особенно впечатляет схватка с медведем, активно разрекламированная в прессе. Настоящая магия кино. Зверь дышит в камеру, рвет Гласса на части, но технологию монтажа ты осознать не можешь. Как сняты пейзажи вообразить трудно. Представляю как съемочная группа ждет туман для съемки соответствующей сценарию сцены. Может быть оператор Любецки подписал негласный договор с природой и ему выдали специальный метео-переключатель?
Леонардо Дикаприо в своей новой работе делает невероятные вещи, практически не говоря ни слова. Плывет ли он по ледяной реке, ловит рыбу или есть сырое мясо, прыгает с обрыва — каждому эпизоду веришь. Ведь сделано это настолько правдоподобно и профессионально, что не возникает сомнений в суровом нраве Лео. Два часа ты вместе с героем ДиКаприо медленно бредешь по лесам и рекам, ощущая усталость на физическом уровне. Ты прекрасно понимаешь, что чувствует герой и вместе с ним желаешь отомстить. И эта способность срастить тебя с главным героем сродни явлению прочтения книги. Великолепное ощущение.
“Выживший” — несомненно яркая, убедительная картина о преодолении ради цели. Но при всей банальности истории, сделана она настолько круто, что два с половиной часа сидишь с открытым ртом, переживая за Гласса и наслаждаясь безумными по красоте пейзажами. Такие вещи в киноакадемии любят.