“Кловерфилд, 10” — один из самых интересных, таинственных и впечатляющих проектов года, учитывая массу переменных. Да, сразу вот такой вывод для ленивых. Эту рецензию я решил посвятить дебюту Дэна Трактенберга. Его проект поддержал Джей Джей Абрамс, а помог со сценарием оскароносный Дэмиен Шазелл. И получилось у этих ребят нечто крутое и захватывающее.
Название “Кловерфилд” должно быть известно всем любителям фантастики по картине “Монстро”, вышедшей в 2008 году. И вот, спустя 8 лет появляется фильм, который сам Абрамс называет кровным родственником работы Мэтта Ривза. Но трейлер вместо того, чтобы удивлять нас продолжением истории об инопланетном монстре, показывает нам 3-х персонажей, заключенных по собственному желанию в подземном бункере. Тут настигает когнитивный диссонанс: какие же “Монстро” и “Кловерфилд, 10” родственники, если их на первый взгляд ничего не связывает? Ещё как связывает! Хотя бы потому, что это истории выживания. Конечно есть что-то более важное, но любое упоминание мгновенно превратится в спойлер, способный испортить все впечатление от просмотра.
Проснувшись после автомобильной аварии, девушка Мишель (Мэри Элизабет Уинстэд) оказывается в подземном бункере Говарда (Джон Гудман), утверждающего, что он спас её от некой атаки. По его словам воздух на поверхности планеты заражен, а все люди погибли. Единственным местом, где можно пережить катастрофу, является именно его бункер, который он строил с маниакальным старанием на протяжении десятилетий. Кроме сурового хозяина в пространстве оказывается еще один человек Эммет (Джон Галлахер мл.), своими глазами лицезревший приближающуюся катастрофу.
Естественно, героиня Мэри Уинстед сперва скептично относится ко всему сказанному, но постепенно начинает находить доказательства произошедшей трагедии. Рассказывать о сюжете “Кловерфилда” невозможно. За полтора часа экранного времени главная героиня успевает усомниться и поверить, снова разочароваться и заново обрести веру. Что же произошло снаружи? Адекватен ли хозяин бункера? Спаситель он или параноик? Где по настоящему опасно внутри или снаружи? На протяжении просмотра ты задаешь себе массу вопросов вместе с главной героиней и находишь ответы с помощью небольших подсказок. Но как только картина из огромного количества маленьких элементов преобразуется в цельный пазл, всё тут же поворачивается на 180 градусов. Таких “поворотов” в фильме масса, диалоги постоянно поддерживают высокий градус динамики и напряжения. Три человека в закрытом пространстве — какая простая формула, но как классно работает в драматургическом смысле! Здесь нет общепринятых хоррор-клише и “бу”-моментов, но развязка каждого сценарного микроэпизода обескураживает.
За общую гнетущую атмосферу спасибо нужно сказать Джону Гудману. Он блестяще играет “отца семейства”, манипулирует эмоциями и притягивает внимание зрителя. Минутой раньше он был заботливым хозяином, а сейчас свихнувшийся маньяк. Впечатляющая актерская работа.
Актрисе Мэри Уинстед задача досталась под стать мэтру. Она выражает собой сомнение, желание приоткрыть этот таинственный ящик Пандоры даже путем собственной гибели. Фактически она — образ человечества, стремящийся выйти за пределы привычного микрокосма. И когда ей это удается (это не спойлер, в трейлере момент есть), режиссер настолько меняет вектор повествования, что вместе с героиней широко открываешь рот и произносишь единственное: “Да вы издеваетесь?!” Именно в этот момент вспоминаешь, что режиссер снял короткометражку “Portal”. А там с выходом на поверхность из научной лаборатории все было не так просто.
Последние 10 минут фильма настолько меняют риторику повествования, что снова забываешь о своих предположениях, которые сформировались за полтора часа просмотра.
“Кловерфилд, 10” несмотря на общую аскетичность повествования умело манипулирует эмоциями, постоянно удивляет и заставляет быстрее стучать сердце. Это образцовый дебют в большом кино и отличный задел на продолжение истории. Главное — не обращать внимание на маленькие нестыковки и огромное удовольствие от просмотра обеспечено!