Давно ничего не писал на тему кино. На днях посмотрел новую драму Жан-Марка Вале “Разрушение” и решил поделиться своим впечатлением. От предыдущих фильмов режиссера (“Далласский клуб покупателей”, “Дикая”) я был в восторге, поэтому новый фильм пропустить никак не мог.
Но после просмотра вопросов оказалось больше, чем ответов. Режиссер Валле всегда был психологом от мира большого кино. Для него было важно показать, что чувствует человек, который опустился на самое дно и сумел найти силы выбраться из этой пучины.
Главный герой “Разрушения” Дэвис (Джейк Джилленхол) является топ-менеджером в одной небольшой, но прибыльной компании. Он женат на дочери босса (его играет Крис Купер), у него отличный дом, статус. Кажется, он обладает всем, что необходимо для счастливой жизни. Но автокатастрофа, в результате которой погибает жена, кардинально меняет его жизнь… Или не меняет? Знаете, что наш герой делает после того как узнает о смерти суженной? Паникует, плачет или впадает в депрессию? Он возмущается, что автомат не выдал ему M&M’s и едет домой как ни в чем не бывало.
Тут наступает время первого вопроса: сошел ли герой Джилленхола с ума или это постравматический синдром? А может незапланированная женитьба и нелюбимая работа превратила Дэвиса в бесчувственного робота, которому отныне не свойственны эмоции, в том числе горечь потери и сочувствие? В этом смысле показательна сцена на похоронах, когда он изо всех сил пытается заплакать и выразить скорбь, но это не получается сделать. По началу персонаж напоминает главного героя повести Альбера Камю “Посторонний”. К слову от французского экзистенциализма в фильме очень много, и это лишь один из художественных слоёв.
Только встретив девушку Карен (Наоми Уоттс) герой начинает в прямом и переносном смыслах разрушать свою прежнюю жизнь и смотреть на многое по-новому. Следует моральное перерождение, где нет денег и правил, а есть лишь свобода воли и действий. Но это открытие себя далеко от представленного в фильме “Дикая”. Каждый и героев, которых встречает Дэвис и сами не устроены в жизни. Карен никак не может повзрослеть, её сын не может определиться ни со своим будущим, ни с гендерной принадлежностью. Дэвис мечется из стороны в сторону. Из одетого с иголочки менеджера трансформируется в хипстера, вместо того, чтобы заново учиться дышать надевает очки и наушники и уходит в отрыв.
Дэвис — образ собирательный и он довольно близок зрителю. За это и ценят фильмы Валле. Он говорит со своей аудиторией на одном языке, хотя и не дает ответа на вопрос: как попрощаться с рутиной или личной трагедий и начать жить? Этот ответ всегда абстрактен.
Из “Разрушения” получилась бы первоклассная драма добавь режиссер объема второстепенным персонажам и не закончив фильм откровенным хэппи-эндом, к которому и дело не шло. В каком-то смысле Валле заигрался со смыслами. Ирония перемежается с отсылками к классике, если играет музыкальный трек, то он звучит не просто так. “Разрушение” интересно разбирать на детали, но целостно картина оставляет очень странное ощущение. Впрочем ради игры Джилленхола и Криса Купера посмотреть фильм стоит, они здесь очень и очень круты!