Как то так сложилось, постсовесткое кино устойчиво вызывало у зрителей две эмоции: недоумение или непонимание. Безысходность без какой-либо надежды, неспособность иронизировать над собой и чрезмерная серьезность были главными трендами в отечественном кинематографе. Стремление поведать о распаде окружающего пространства казалось важнее того, что творилось у человека внутри. (Исключение Звягинцев, Кира Муратова).
Скажу сразу, “Географ глобус пропил” Александра Велединского не повторяет общепринятых тенденции, в нём есть что-то, за что мы все любили советское кино, особенно если повествование картины было связано со школой. Как правило, такие фильмы всегда обладали несвойственной для кинопроизведений о детях психологичностью и глубокими переживаниями. “Географ”, отчасти, такой. Стоит оговориться, акцент здесь сделан не столько на детях/школьниках, сколько учителе – харизматичном, сентиментальном, милом человеке так похожем на каждого из нас.
Откровенный неудачник и заурядный пьяница Служкин, в исполнении Константина Хабенского, устраивается в школу где пытается наладить контакт как с учениками, так и с самим собой: конфликтует, ищет себя и влюбляется. Как истинный русский интеллигент, так и не реализовавший себя, его жизнь разъедает “бытовуха” и конфликты с женой (её играет замечательная Елена Лядова). Он абсолютно теряет смысл жизни и просто существует, паря над реальностью где-то в облаках абсолютной отчужденности и обреченности, находится вне жизненных координат с её стереотипами, деконструктивной системой ценностей.
Служкин просто современный великовозрастный Мерсо (по Камю), который упорно не желает взрослеть, осознавать собственные деяния. Вместо этого, наслаждается одиночеством, пьет, пьет и пьет, пуская собственную жизнь на самотёк. Тем не менее, в отличие от множества людей, он внутренне свободен. Поэтому начинаешь не только ему симпатизировать, но и завидовать. Форменное дурачество предстает у режиссера единственной возможностью хоть как-то справляться со всем тем что творится вокруг. А бутылка водки средством абстрагироваться и решить любую проблему. Даже злополучный поход со школьниками по реке Усьве – символ постепенного внутреннего взросления каждого из путешественников, в том числе и главного героя. Любовь к школьнице, которая так неожиданно “накрывает” персонажа Хабенского – есть плод внутреннего взросления, умения не только принимать, но и что-то отдавать взамен.
Неспособность героев фильма взрослеть, принимать решения и отвечать за свои поступки – пожалуй, главное свойство современников, над которыми саркастично смеется режиссер Велединский. Да, люди, которые выпивают по праздникам, танцуют под шансон и дарят портвейн и конфеты ради прощения – это мы, россияне с нашей повседневной культурой полной абсурда, нелогичных и глупых поступков, неспособностью слушать и слышать. Эта картина – ода нашей инфантильности и равнодушию, помноженная на тотальное разъедающее одиночество, которое мы культивируем с детства.
Диалоги любого из главных героев — всегда экзистенциальное высказывание в пустоту, полное обиды и мечтательности, возвышенности и низменности. Даже самый проницательный диалог о духовном и божественном, сравнимый по силе со знаменитой цитатой из “Пропасти во ржи“ о спасении детей, здесь произносится между сценами измены и поедания пельменей. Народные прибаутки и жесткие шутки школьников контрастируют с трогательной сценой признания в любви.
Фильм, который чаще всего ассоциируют с одноименной книгой Алексея Иванова, на самом деле является не экранизацией, а картиной по мотивам. Время действия перенесено из депрессивных 90-х в современность, многих героев и побочных линий не существует. Это и правильно, сосредоточенность не столько на деталях сколько на душевных свойствах персонажей точно бьет в зрительское сердце. Абсолютно органичный в своей роли Хабенский настолько правдив, что не остается сомнений кто должен был играть эту роль. Самое замечательное кроме прекрасных актерских работ состоит в том, что съемочная группа работала в аутентичных условиях: небольшая школа в Перми, школьники, специально отобранные для участия в фильме – всё это лишь подчеркивает реальность. Оператор Владимир Башта выдает потрясающие по красоте кадры, что, конечно же, вызывает огромное уважение.
Подытожив, можно от всего сердца поздравить режиссера Велединского и съемочную группу с замечательным фильмом, который, надеюсь, останется в истории отечественного кино не просто очередным победителем “Кинотавра”, но и доброй притчей, вызывающей катарсис у каждого кто её посмотрит.
Во многих российских кинотеатрах «Географ глобус пропил» не увидеть, нет проката, но посмотреть нужно. Серьёзно.