В прокат вышел новый фильм режиссера Пола Гринграсcа “Капитан Филлипс” с Томом Хэнксом в главной роли. Фильм прежде всего интересен тем, что по данным американских инсайдеров он примет участие в гонке за “Оскар”. В этой связи было интересно оценить эту картину даже из чистого любопытства.
Что же вышло? А получилась очень крепкая драма, способная удержать внимание зрителей в течение 2-х часов. Сюжет довольно прост, понятен и даже наивен. Корабль, на борту которого находится гуманитарный груз, идет в точку назначения вдоль берегов печально известного государства Сомали. Судно захватывают пираты, а капитану Филлипсу приходится бороться не только за жизнь экипажа, но и свою. Собственно, на противостоянии “экипаж-пираты” и строятся сюжетные коллизии. Пол Гринграсс, сделавший себе имя на знаковых фильмах вроде “Кровавого воскресенья” и двух картин о приключениях Борна, не изменил себе и снова снял очень напряженное, нервное кино в псевдо-документальной манере. Правда главным отличием от упомянутого Борна стал герой. Здесь это рядовой американец, капитан гражданского судна просто выполняющий свою работу, неожиданно оказавшийся в экстремальной ситуации.
“Капитан Филлипс”, несмотря на возможные сценарные маневры, конечно мог быть и остросюжетным боевиком и психологической драмой и даже документалкой о непростой работе работников морского транспорта. В итоге же получилось нечто среднее, все компоненты тщательно перемешали для того, чтобы зритель не только успел заскучать, но и подумал о сложности устройства мира. Погоня – пожалуйста! Заскучали? Вот вам захват судна. Это приелось? Оцените психологическую драму в закрытом помещении. Учитывая, что к концу действа в зоне бедствия будет и эсминец и бравые морские котики, о слове «скука» вы не вспомните.
В чем же состоит заявленный мной тезис о мироустройстве? Дело в том, что режиссер попытался избавиться от деления всех героев этой непростой истории на злых и добрых, окрашивать мир на черное и белое. Хотя визуальные противопоставления заметны невооруженным глазом, о них необходимо тут же забыть и абстрагироваться. Сомалийские пираты, вооруженные, агрессивные – лишь заложники ситуации, им не только нужно на что-то жить, но и выплачивать “дань” терроризирующим деревню бандитам. При всей внешней неоднозначности мотивов героев, на мой взгляд, режиссер специально не пытался “дожать” психологическую составляющую. Бандитам не сопереживаешь, как не сопереживаешь и Филлипсу по простой причине – голливудские клише уже давно сформировали сознание зрителя. Знаешь что добро победит, особенно если на его стороне бравый американский спецназ. Но это объяснимо, фильм снял человек, обладающий огромным опытом в жанре боевика и триллера.
Однако эффект присутствия и способность вжать в кресло зрителя дана далеко не всем современным режиссерам, особенно если действие не сопряжено с беспрерывным экшном. Здесь его нет, а есть отличная постановка противостояния двух главных героев, сотканная из множества деталей.
Говоря об актерской игре, в первую очередь хочется отметить не Хэнкса, который оказался довольно скуп на эмоции кроме последних отличнейших 10 минут фильма. Настоящее мастерство продемонстрировали актеры сыгравшие бандитов. Думаю, что у Баркхада Абди (главного антагониста) отличные шансы войти в заветный список номинантов американской киноакадемии.
«Капитан Филлипс» — очень правильное и патриотичное кино, играющее на одном поле, например, с прошлогодней «Операцией Арго». Не зря рейтинг фильма на тематических кинопорталах в США зашкаливает и составляет 9 из 10 баллов. Поможет ли это в борьбе за престижную кинонаграду? Увидим в недалеком будущем.