“12 лет рабства” позиционируется американскими кинокритиками как лучший фильм года. Кто-то пророчит работе Стива МакКуина “Оскар”, кто-то уже одаривает наградами на кинофестивалях. Для американского зрителя “12 лет рабства”, конечно, фильм-эталон, затрагивающий ключевые для любого жителя США темы свободы и равноправия.
Балансируя между арт-хаусным кино и мейнстримом, МакКуину всегда удавалось создавать очень непростые картины, построенные на психологизме, трагизме положения главного героя. Этот фильм не стал исключением в локальном смысле. Но в глобальном продолжил “традицию” киносезона 2012 года. Как “Джанго” и “Линкольн”, напомню номинанты прошлого года, “12 лет рабства” поднимает те же темы, связанные с ужасами работорговли. Разговор, в отличие от постмодернистской картины Тарантино, идёт в серьезном ключе. И ожидать от фильма повторения увиденного год назад значит питать иллюзии.
Фильм основан на одноименной книге Соломона Нортопа. Будучи свободным человеком живущим вместе со своей семьей в Нью-Йорке его обманным путем переправляют на юг США и продают в рабство. Переходя от одного хозяина к другому он пытается выжить и остаться человеком.
В современном мире существует очень популярное слово “толерантность”. Фильм британца МакКуина – ода толерантности. Причем эта ода настолько поучительна, что в качестве основных приемов продемонстрировать обыденность всех ужасов, происходивших 150 лет назад, используется обилие сцен насилия и страданий. Созданный мир, очень живописный, к слову, безумно контрастен. Белый человек – всегда злой и надменный изверг. Темный человек – великий страдалец. Здесь даже не существует полутонов и поэтому безысходность главного героя усиливается с каждой минутой, транслируя в зрительный зал невероятное напряжение. Заслуга в этом принадлежит актеру Чиветелю Эджиофору, сыгравшему главную роль. Он отдается до последней секунды, демонстрируя спектр разнообразных эмоций так, что не остается сомнений в правдоподобности происходящего. Майкл Фассбендер, Бенедикт Кэмбербэтч блистают талантами, правдоподобно читая Библию и побивая кнутом своих рабов, забывая тезис о том что Бог сделал всех людей равными. Аллюзий на библейские сюжеты здесь масса, но проходят они вскользь почти незаметно.
Говоря о насилии не стоит думать, что подобные сцены в фильме сняты с неоправданное изощренной жестокостью. Есть и такие вещи, но эмоциональное напряжение создается с помощью операторской работы. Некоторые моменты нарочито одним кадром демонстрируются на протяжении нескольких минут, чтобы подчеркнуть всю ужасающую жестокость. Эпизод с подвешенным на дереве героем вы никогда не забудете. Для неподготовленного зрителя смотреть подобное будет очень непросто. К этому нужно быть готовым.
Статичную съемку сменяют красивые кадры величественной природы, лишь подчеркивая метафору о природе человека. С визуальной точки зрения “12 лет” чистое совершенство. То же можно сказать и о музыке, усиливающей впечатления при просмотре.
“12 лет рабства” – фильм далеко не для всех. Его не будешь пересматривать несколько раз и крутить в выходные. Это очень серьезное и драматичное кино, которое, однако, несколько утомляет собственной прямолинейностью и гипертрофированных душевным насилием в том числе и над зрителем. А всё для того, чтобы он (зритель) лучше понимал смысл слова “толерантность”.