Придя в кинотеатр не ожидал увидеть толпы страждущих купить заветный билет на один из сеансов. Несмотря на то, что в первые дни 2014 года на экраны вышло сразу несколько лент (в основном отечественных), “Невероятная жизнь Уолтера Митти”, как ни странно, оказался далеко не самым кассовым фильмом. Меня даже удивило насколько мало людей заняли место в зале. Учитывая агрессивную рекламу российских лент это было ожидаемо.
“Уолтер Митти” – история для Голливуда знакомая. Еще в 1940-х выходила киноадаптация рассказа Джеймса Тёрбера о фантазиях обычного человека, часто уносящих его вдаль от реальности. Очерк несколько раз пытались экранизировать, используя современный сеттинг, однако удалось сделать это режиссеру Бену Стиллеру. И удалось неплохо.
На моей памяти, этот фильм – первая попытка Стиллера разрушить собственный привычный имидж, выйти за рамки привычного. “Митти” – не пытается прикинуться идиотской комедией или драматическим произведением. Скорее это компромиссный вариант, сочетающий несколько жанров, представленный с помощью незаурядного сюжета.
В центре повествования история скромного клерка, работника фотолаборатории в журнале “Life” (Бен Стиллер), который за свою жизнь никогда не посещал другие города и страны, не обладал смелостью совершить что-то неординарное. Увлеченный собственными фантазиями, он часто “отключается” от реальности и совершает безумные поступки, на которые не способен в реальной жизни. Однажды, в связи с потерей важного фотокадра от культового фотографа (его играет Шоп Пенн), он решается на небольшое путешествие, изменившее его жизнь.
Если ещё раз перечитать абзац выше можно подумать, что фильм – своеобразный мотиватор действовать, путешествовать, рисковать и стремиться разнообразить свою жизнь. Да, “Невероятная жизнь Уолтера Митти” именно об этом. Причем стремление к выходу за грани привычного и обыденного выражено с помощью безумного гротеска. Но гротеск этот лиричен и прекрасен до безумия. Если путешествие – то в Исландию, если встреча с трудностями – то борьба за собственную жизнь с акулой. Стиллер не пытается снять реальную историю, он создает собственный мир: открытый, доступный для исследования. В фильме практически нет отрицательных персонажей. Ведь главный враг в жизни – ты сам. И режиссер это подчеркивает.
“Митти” – фильм от маленьком человеке, способном изменить мир если не глобально, то хотя бы в собственном сознании. История о том, как вовремя воспользоваться шансом преобразить скучную жизнь. 2014 год будет годом поиска собственного «я» в кинематографе. Стиллер своей картиной задает тренд.
Сразу скажу, новый фильм Стиллера — не философское откровение с обязательным катарсисом после просмотра. Нет, это очень добрая и наивная сказка, но сказка воодушевляющая и вдохновляющая. И в этом его прелесть. В фильме нет ни одной лишней сцены, все герои милы и харизматичны. Вместо занудной и неприметной оркестровой музыки играют Дэвид Боуи, Хосе Гонсалес и Of Monsters and Men, что тоже работает на создание соответствующей атмосферы. Даже масса отсылок к современной киноклассике от “Матрицы” до “Истории Бенджамина Баттона” выглядит очень органично и остроумно.
Вот что по-настоящему восхищает так это операторская работа. Потрясающие виды Исландии, Гималаев сняты так, что у самого (зрителя) захватывает дух. Будет очень жаль, если работа оператора не будет отмечена номинацией на “Оскар”. Это очень и очень красивое кино. Каждый кадр сделан с огромной любовью.
Если предаться фантазиям, свойственным главному герою фильма, можно было бы смело утверждать: “копни” Бен поглубже, добавь психологизма и вышло бы идеальное кино. Но оно не получилось бы таким лёгким и беззаботным. А в новогодние праздники иного и не нужно.