Самое интересное при походе в кинотеатр состоит даже не столько в просмотре кинокартины на большом экране, сколько наблюдении реакции зрителей после просмотра. “Страсти Дон Жуана”, в этом смысле, был ярким примером. Фильм, который большинство зрителей по трейлеру ошибочно приняли за романтическую комедию, оказался очень смелой и неглупой драмой о духовном росте и человеческом счастье, выполненной в жанре сатиры.
Почему смелой? Прежде всего потому, что Джозеф Гордон-Левитт (талант и интеллектуал) решил снять фильм на тему, о которой не принято говорить на людях (особенно в России). Главный герой Джон (Левитт) – “четкий пацан” определил для себя несколько базовых столпов собственного существования: работа-тренажёрка-семья-друзья-церковь-девушки и…порнография, которая стала для него болезненной зависимостью. Неделя за неделей проходит по схожему сценарию, напоминая день сурка. Однажды Джон встречает “девушку мечты” в исполнении Скарлетт Йоханссон, имеющей свой сценарий развития отношений. В этот момент повествование могло бы скатиться к забавной комедии о взаимоотношениях и страсти к порнографии, но Левитт как режиссер решил поступить иначе, добавив драматизма, наполнив мир фильма карикатурными персонажами среди которых невольно можно узнать и себя.
Фильм, который первоначально должен был называться как Don Jon’s addiction, лишний раз акцентирует внимание на тех вещях, от которых зависимо человечество. В семье Джона (главного героя) отец сходит с ума по футбольным матчам, мать – по бесконечной готовке на кухне, сестра постоянно тратит время на общение через смартфон. Даже ужин не способен объединить семью, замкнутые на собственных делах они постоянно живут в своем маленьком мирке, не способные дать совет или просто поговорить со своими близкими без перехода на стереотипы. Лишь церковь – как особый институт и значимое место для семьи способно свести семейство в полном составе и простить прегрешения героев, особенно если заплатить за покаяние 20 долларов в кассу. Барбара – новая девушка Джона сходит с ума по романтическим комедиям, подчеркивает фривольность, своим присутствием гиперболизируя параллельную реальность, где есть место только эгоизму и отчужденности. (привет реалии)
Визуальный ряд зацикливается: на экране мелькают кадры из порнофильмов, герой опустошенный от собственной безысходности срывает агрессию, снова и снова ходит в церковь замаливать грехи до тех пор пока не встречает человека, способного донести идею о счастье и любви. Не буду спойлерить, скажу лишь что тот человек – героиня Джулианы Мур, прекрасная актриса и просто красивая женщина.
После встречи с ней темп фильма замедляется, сатира постепенно трансформируется в неспешную драму, где герой, ровно как и зрители, по замыслу автора должны сделать определенные выводы. Возможно, после этого и изменить свою жизнь, наконец отказавшись от своей зависимости к чему-либо, обратив внимание на тех кто находится рядом.
”Страсти Дон Жуана” – фильм даже не столько о счастье сколько о его понимании, фильм о внутренней гармонии и выборе, который не должен зависеть от общепринятых стереотипов, особенно если этот выбор делает твоё сердце.
Говоря же о негативной реакции зрителей, она понятна. Картина, которая буквально напичкана кадрами из фильмов для взрослых вряд ли может вызвать положительные эмоции (особенно у девушек), если это не оправдано режиссерским художественным приемом. Поверьте, это как раз тот случай.