Фильм “Она” (в западном варианте “Her”) Спайка Джонса в прошлом 2013 году удостоился пристального внимания со стороны мировой прессы, был отмечен на кинофестивалях и номинирован на “Оскар” как лучший фильм года. И “виной” тому был не особый сюжет (который, впрочем, может удивить), а способность режиссера умело объединить жанры, сбивая зрительские ориентиры, создав искреннюю историю о трагичности человеческого существования. “Она” – это и самый правдоподобный сценарий грядущей эпохи и постмодернистская игра и комедия, которая вызывает грусть.
Мир фильма “Она” – это период ближайшего будущего, где существуют дополненная реальность, голосовые интерфейсы, искусственный интеллект и человеческое одиночество. Люди живут, постепенно теряя возможность думать, рассуждать, разговаривать и творить, отдавая интеллектуальную работу на откуп операционным системам и специальным работникам, вроде главного героя. Теодор Уомбли (его играет гениальный Хоакин Феникс) служит в фирме, где заказывают написание писем. Каждый день он выражает собственными словами чувства других людей. Погружаясь в сплин, так проводит день за днем пока не покупает специальную операционную систему, обладающую продвинутым искусственным интеллектом и чарующим голосом (Скарлетт Йоханссон озвучила ОС).
Взаимодействие “искусственного интеллекта” и человека, пожалуй, одна из самых популярных тем в современном кинематографе. И это легко объяснить. Человечество всегда стремилось к созданию чего-то более совершенного, чем оно само. Но не стоит думать, что “Она” – это ответвление в сторону “Терминатора” или “Искусственного интеллекта” Спилберга. Скорее это история об опасности собственных фантазий, реализованных с помощью современных технологий.
Не так давно, на заре развития социальных сетей, среди российских читателей была популярна книга Януша Вишневского “Одиночество в сети”. Писатель вёл разговор о том, как человек формирует в своём сознании виртуальный образ собеседника и к чему это способно привести. Работа Спайка Джонса, по большому счету, о том же.
Саманта, а именно такое имя придумывает себе операционная система, становится не просто виртуальным другом, сколько овеществленным в сознании героя бестелесным существом с душой и сердцем, которое возможно полюбить. Главный персонаж — неудачник, он неспособен выстраивать отношения, откровенно скучен и подавлен предыдущим любовным опытом. Впрочем, как и миллионы других людей, прогуливающихся по городу. Век экзистенциальных мук усиливается за счет скучных урбанистических пейзажей и хипстерской минималистской эстетики. Стерильный мир угнетает. И поэтому внимание к персоне, даже со стороны запрограммированного интерфейса, мгновенно находит отклик.
Как бы не было парадоксально, “Она” – это чрезвычайно проницательная драма о человеческих взаимоотношениях. Их природе, мелочах, способных разводить даже самые крепкие семьи. В этом плане любовь к операционной системе кажется логичной и правильной. Кто может тебя понять, помочь и простить, как не высокоинтеллектуальная девушка с магическим голосом в твоем смартфоне у которой всегда есть время не только слушать, но и слышать? Именно поэтому фразы вроде: “Сегодня вечером я встречаюсь со своей ОС” — не кажутся в мире фильма чем-то необычным. Всё равно, как говорит интеллектуальная Саманта — мы (люди и компьютеры) созданы из звездной пыли. А этой субстанции абсолютно неважно закрыл ты тюбик с зубной пастой или нет.
“Она”, конечно, фильм удивительный и напоминает многослойный пирог. И рассказывать обо всех компонентах было бы неправильно. В зависимости от уровня зрительской подготовки, каждый будет выхватывать множество интересных вещей и цитат, видеть параллели с современностью, улыбаться и чувствовать досаду. После просмотра довольно странно осознавать, что сценарий фильма правдоподобно описывает нашу жизнь через 10-15 лет. Особенно, когда достаешь смартфон и вместо звонка своим вечно занятым друзьям произносишь: “Hi, Siri. Let’s talk with me about love”.