Чем ближе церемония премии “Оскар”, тем становится интереснее. На больших экранах появляются отличные картины и это не может не радовать. В прокат вышла лента “Афера по-американски” режиссера Дэвида О. Рассела уже отличившаяся множеством номинаций и побед на мировых кинофестивалях.
Картина появилась и в «оскаровском» списке. В некотором смысле стало хорошей традицией каждый год номинировать работы Расселла, который, судя по всему, метит в любимчики американской киноакадемии. И, конечно, не зря. Талантливый режиссер создает картины непохожие друг на друга ни сюжетно, ни сценарно. Зато с неизменно потрясающей работой актерского состава. Расселл умеет раскрыть актерский потенциал, заставить играть нехарактерные роли да так, что Станиславский произнёс бы своё бессмертное: “Верю!” Это один из немногих мастеров, способный сформировать между актерами особую химию действия, выражаемую с помощью диалогов. К слову, у фильма 4 актерских номинации на “Оскар”, а это о многом говорит.
Ирвин Розенфельд (Кристиан Бейл) – предприниматель средней руки знакомится с девушкой Сидни (Эми Адамс). Вместе они решают объединить усилия и обманывают состоятельных бизнесменов с помощью мошеннической схемы. Всё продолжается до тех пор, пока в роли одного из банкиров не оказывается оперативник ФБР Ричи ДиМассо (Брэдли Купер), который тут же предлагает простить “грехи”, если они помогут работникам спецслужб выйти на крупных коррупционеров.
Не так давно я писал о новом фильме Мартина Скорсезе, выполненном в несвойственном ему стиле. “Афера по-американски”, как бы странно это не звучало, отличная попытка Дэвида О. Расселла сделать картину наоборот в стиле Скорсезе с обязательной криминальной составляющей и нелинейной концовкой. Причем всё это реализовано с прекрасным вкусом, иронией и актерскими перфомансами. На всех последних пресс-конференциях съемочная группа заявляла о том, чтобы большинство сцен сделаны этюдным методом. Для актеров во время съемок ставится задача, но свобода реализации и импровизации остаётся за ними. В фильме это прекрасно чувствуется, именно поэтому сила зрительской вовлеченности в процесс только усиливается, а не ослабевает.
“Афера по-американски” как и “Волк с Уолл-стрит” при схожести общей темы едины только в одном – желании разрушить миф об американской мечте. Объединяя воедино неудачников с туманным прошлым и еще более неясным будущим мы, вместе с режиссером, наблюдаем не столько за перипетиями сюжета, сколько развитием персонажей, которых бросает из стороны в сторону. Они не удовлетворены жизнью и все как один пытаются достичь гармонии (не только душевной, сколько и финансовой) единственным способом – поступиться моральными правилами, законами и шагнуть вперед. История каждого персонажа – маленькая трагикомедия. И поэтому в фильме как таковом сложно выделить главные и второстепенные роли. Каждый из персонажей индивидуален, ужасен и прекрасен. Особенно это касается работ Эми Адамс и Дженнифер Лоуренс, играющих несвойственные их характеру амплуа.
“Афера” за два часа экранного действия успевает прикинуться и остросюжетной драмой и черной комедией и пародийной лентой. Динамичные сцены сменяются флешбеками под отличнейшую музыку, и всё это подаётся в стилизованном сеттинге 1970-х. Кажется, вот он лучший фильм о мошенниках последних лет, особенно если обратить внимание на нелинейную концовку. Здесь нет перестрелок, погонь, а самый напряженный эпизод подается как комедийная реприза. Но от экрана не оторваться. Магия.
Поздравляю, Дэвид О. Расселл, афера удалась!