Давно не брался за рецензии, а тут и повод появился. Через пару недель на экраны выходит новая версия “Годзиллы”, которую снял Гарет Эдвардс до этого отличившийся недорогой, но очень атмосферной лентой “Монстры”. После этой картины режиссера заметили и сделали несколько предложений, от которых просто так не отказываются. О “Монстрах” я сегодня и поговорю.
Голливуд – удивительное место. Его ругают за конвейерный подход к созданию кино, обвиняют во всех смертных грехах. Но это единственное место, где могут отметить твой талант, предложить такое о чем ты не мог мечтать. Не буду перечислять примеры таких преобразований, но их очень много. Гарет Эдвардс – один из таких кинематографистов, которых заметили. И не просто заметили, а дали возможность снять настоящее масштабное кино за 200 миллионов долларов.
”Монстры” – первая игровая лента Эдвардса вызвала в киносообществе настоящий резонанс. Всю жизнь посвящая документальному кино, он решил снять полнометражную ленту. Не обладая огромными финансовыми средствами пригласил своих друзей, собрал 500 тысяч долларов (что по Голливудским мерками и не деньги вовсе) и снял приличный сайфай с социальным подтекстом. Работа окупилась в прокате, принеся заметную прибыль.
По сюжету в центральной части Североамериканского континента падает спутник NASA заодно принеся на Землю внеземные формы жизни, которые начинают активно развиваться на нашей планете. Часть Мексики превращается в карантинную зону, а США создает на границе гигантскую стену для обеспечения безопасности. Двое героев, по разным причинам оказавшись в Мексике пытаются вернуться домой в США, но для этого им необходимо пройти карантинную зону.
Сюжет не балует оригинальностью, подобные схемы часто используются в мировом кино. Эдвардс понимая, что в жанре не придумать ничего нового, просто разыгрывает историю двух молодых людей в уже знакомом пост апокалиптическом сеттинге умело расставляя триггеры-отсылки к классике кино. Поэтому-то намеки на “Войну миров”, “Сталкер” и множество других картин постоянно проявляются в зрительском восприятии. Как я сказал раньше, несмотря на небольшой бюджет, режиссеру удалось создать особую атмосферу. Вроде и делает он это простейшими способами (вывесками, новостными сюжетами, скромной компьютерной анимацией, музыкой), но веришь, чувствуешь дух отчужденности и страха извне. Актерская игра, на мой взгляд, является ключевой составляющей. Герои в исполнении Скута МакНэйри и Уитни Эйбл являются обыкновенными людьми со своими проблемами, страхами и мечтами. Начинаешь невольно ассоциировать себя с ними. В этом состоит огромное достижение Эдвардса как режиссера. Они кажутся настоящими людьми ничем не отличающими от нас. Может быть поэтому сопереживаешь и понимаешь их действия и поступки.
Когда я впервые посмотрел этот фильм не уловил множество метафор. Здесь и разговоры о “прелестях” журналисткой работы, цитаты о жизни и её смысле. Даже стена на границе с США – это мощное олицетворение американского обособления, непринятия “иного”. Причем это непринятие выражается только в одной форме – форме физического истребления. Поневоле задумываешься: а не монстры ли мы в этой галактике – люди? Последние 15 минут фильма – самое прекрасное что есть в фильме, где каждый кадр и фраза западает в память. Именно в этот момент неожиданно открывается посыл работы.
Что мы в итоге имеем? Крепкое роудмуви с эволюцией характеров героев, превосходная актёрская игра, отличная музыка задающая тон атмосфере. И всё это, напомню, снято на зеркальный фотоаппарат за символическую сумму. Думаю, что “Годзилла” – новый проект Эдвардса в правильных руках.