На большие экраны вышла лента “Грань будущего” — новый фильм Дага Лаймана способный стать если не главным блокбастером года, то, по крайней мере, остаться лучшим Sci-fi до выхода “Интерстеллара” Нолана. “Грань будущего” – на мой взгляд идеальное массовое кино: очень неглупое, изобретательное, ироничное. Пожалуй, за первые 6 месяцев 2014 года я не испытывал такого огромного удовольствия от просмотра.
Несмотря на то, что “Грани” хотя и кажутся довольно вторичными за счет огромного количества заимствований и намеков на многие sci-fi ленты, Дагу Лайману удалось невозможное – снять историю от которой невозможно оторваться до последней минуты.
По сюжету пресс-аташе вооруженных сил США (Том Круз) успешно занимается агитационной работой для привлечения рекрутов в битве против инопланетных тварей, медленно захватывающих страну за страной. Переживая войну в штабе он настолько отдален от событий на фронте, что отказавшись от поездки на фронт для создания видеосюжета его переводят в рекруты и отправляют на финальную битву. Оказавшись на поле боя он погибает и оказывается во временной петле, возвращающей героя на сутки в прошлое.
«Ну вот, опять…», – подумает зритель, успевший посмотреть массу фильмов о перемещении во времени и перезагрузке определенного дня вроде “Дня сурка” или “Исходного кода”. На деле же привычный сценарный прием становится мощнейшей метафорой роста и развития главного персонажа. Из трусливого штабного работника герой Тома Круза постепенно превращается в спасителя человечества. Все это больше напоминает дорогую компьютерную игру, в которую не дают поиграть зрителю. Впрочем, неплохое 3D, бодрый монтаж и ловкое заигрывание со сценарием не дают заскучать просто сидя перед экраном. Каждый новый респаун дарит уникальный жизненный опыт, каждые прожитые 24 часа одного и того же дня позволяют корректировать будущее, постепенно двигаться к цели. Вместе с опытом приходит и разочарование и осознание того, что не все в жизни можно скорректировать.
Том Круз в очередной раз удивляет уникальной способностью перевоплощений, умением только одним взглядом передавать сложные эмоции: от страха, до влюбленности и тоски. Несмотря на прекрасную работу Эмили Блант, “Грани” – очередной бенефис Тома. Хотя в одном отказать актерам нельзя. Та самая «химия», о которой так любят говорить критики не только присутствует, но и прекрасно работает раскрывая нам характеры героев с иной стороны.
Энергетический заряд повышается с каждой минутой. Юмор, которого и не ожидаешь, становится гармоничной составляющей. Романтическая линия присутствует в необходимой пропорции. “Грани будущего” – замечательный пример кинематографической гармонии. И браво монтажерам! Такой качественной нарезки постоянных перезагрузок я не видел уже давно.
Дизайн техники и экзоскелетов, гигантский меч Риты (Эмили Блант) являются отсылками к японской культуре, серии Warhammer и Call of Duty, а высадка в Нормании и вовсе цитирование истории Второй Мировой войны.
Этот фильм – ода-компиляция самого интересного в современной масс-культуре. Да, создатели фильма не пытались создать оригинальную вселенную, придумать иные технические устройства и переиграть историю с вторжением на новый лад. Они просто грамотно заимствовали лучшее в мире кинофантастики и выдали качественный коктейль, способный запомниться надолго.
Когда вышел первый трейлер, напоминающий скорее подобие провальной агитки “Битва за Лос-Анджелес” закралась мысль о том, что Лайман снимет что-то подобное: тупое и глупое, пусть и с голливудскими звездами первой величины. Этого не случилось. Большинство экшеновых блокбастеров этого года удивляли визуалом, но разочаровывали сценарным подходом и предсказуемостью. После надоевших зрителям сиквелов, приквелов и перезагрузок франшиз история о недалеком будущем кажется глотком свежего воздуха. Таким фильмом был и прошлогодний “Обливион”, выделяющийся оригинальностью и неожиданными сюжетными твистами. Но кассового успеха он не сыскал. Подобное сейчас происходит и с картиной Лаймана и это печалит.
Верю, что аудитория одумается и фильм окупит вложения. Иначе в будущем хороших оригинальных историй не будет совсем. А это хуже нападения инопланетян. Поверьте.