В Голливуде существует пул режиссеров, каждую новую работу которых ждут с особым интересом. Дэвид Финчер один из таких. Режиссер “Бойцовского клуба”, “Социальной сети”, “Игры” он дотошно изучал особенности человеческой личности, упаковывая выводы в визуальную постмодернистскую обертку. В этом смысле “Исчезнувшая” продолжает ключевую тему творчества, но за социальным триллером с фантазийным миром умный зритель скорее увидит сатирическое отображение реальности.
Первоисточником киноистории стала одноименная книга Гиллиан Флинн, ставшая мировым бестселлером. Финчер не мудрствуя поставил первоклассную экранизацию без отхода от канонического сюжета. Благо и сценаристом стала сама Гиллиан, сократив объем 500-страничной книги, но оставив все важное и необходимое.
Главный герой Ник Данн (Бен Аффлек) в пятилетний канун свадьбы обнаруживает, что его жена Эми (Розамунд Пайк) пропала. В доме погром, а все улики говорят только об одном: убийство совершил главный герой. С этого момента и начинает хитрая и изобретательная игра, в которой становятся замешаны как герои повествования, так и обычные зрители. Сюжет постоянно удивляет неожиданными поворотами, а в концовке можно поставить только многоточие.
Фактически, перед нами идеальный образец жанра с обязательным раскрытием тайн, поисками, ложными догадками и ответами. Но Финчер, как и принято, с помощью детективной составляющей обличает не только характеры героев, но и состояние современного общества, иронизирует над институтом брака, убедительно демонстрирует мощь современных медиа, способных разрушить жизнь человека. Пожалуй, ни один фильм в 2014 году не был настолько культурологичен и дискуссионен.
Финчер не был бы собой, если бы не использовал свои уникальные визуальные приемы. Неспешное повествование, постоянные флешбеки. Ключевые эпизоды, отыгранные в полумраке — все это создает необходимую атмосферу таинственности и загадочности, двойственности мира героев. Тема двойственности, двуполярности одна из ключевых. Любое жизненное событие, действие, локации имеют двойников-антагонистов. Противостояние мужа и жены становится психологической игрой, способной не просто изменить героев, но и превратить их зеркальные копии самих себя. Каких демонов скрывают люди, способны ли мы увидеть в любимом человеке нечто страшное и опасное? Что для нас правда и какой мы её видим? Что можно простить, а что нельзя? Могут ли сосуществовать рядом два человека, два разных мира?
Эми — воплощение добра и нежности, но коварства и власти — едва ли не единственная героиня, которую прекрасно поймет любая женщина. В этом смысле Розамунд Пайк никогда не была настолько убедительна с своем амплуа. “Исчезнувшая” в некотором роде современный манифест феминизма с громким заголовком “Или люби или умри”, но одновременно с этим и современная постановка об Адаме и Еве.
Конечно, стоит отметить потрясающий минималистский саундтрек от Трента Резнора и Аттикуса Росса формирующий необходимое настроение для каждой сцены. Не будь его, “Исчезнувшая” потеряла бы половину своего очарования.
Невозможно делиться мнением, не опираясь на очередной спойлер. “Исчезнувшая” — умный и изобретательный триллер. Очередной урок мастера. Эта лента — есть ода презрению и социальная сатира в одном флаконе, зло высмеивающая всё, что мы считаем важным и серьёзным в этой жизни: вроде клятв, обещаний или того же брака и семьи. Наверное поэтому к концу повествования зритель не умирает от напряжения, а скорее наоборот улыбается нервно вжимаясь в кресло. А то самое многоточие в концовке — не что иное, как домашнее задание, которое стоит решить на досуге. Замечательно, если вы смотрите это кино не пребывая в состоянии влюбленности. В противном случае ожидаются побочные эффекты.
___
Посмотрите внимательнее на вашего любимого человека, сидящего рядом. Вы точно хорошо его знаете?