Вышел “Интерстеллар” — долгожданный космический эпик режиссера Кристофера Нолана. Уже сейчас ясно, что фильм вызвал небывалый резонанс среди публики, разделившейся на два лагеря. Одни боготворят режиссера, восхваляя его новое творение. Другие ищут нестыковки и сетуют на антинаучность, хотя и ждали несколько иного. Несмотря на эти две диаметральные точки зрения нельзя не согласиться с тем, что “Интерстеллар”, пожалуй, самое впечатляющее и оригинальное (в полном понимании слова) зрелище 2014 года.
По сюжету, планета Земля умирает от засухи, задыхаясь от пыли. В этих условиях люди пытаются бороться за свою жизнь, понимая, что битва будет проиграна. В остановке строгой секретности NASA подготавливает экспедицию для полета сквозь таинственную сферу, ведущую к другим мирам, неожиданно появившуюся в Солнечной системе. Только этот полет может подарить человечеству надежду на спасение.
Иные подробности сюжетных перипетий невольно станут спойлерами, способными испортить восприятие картины. А удивляться есть чему. Трейлер, предсказывающий космическое киноприключение из точки А в точку Б, стал настоящей обманкой. Нолан, завоевавший зрительскую любовь своими сложными (с точки зрения повествования) конструкциями, в своем новом фильме пытается объять необъятное и связать несовместимые на первый взгляд вещи.
Несмотря на то, что “Интерстеллар” позиционировался как научная фантастика, кино вовсе не о межзвездных перелетах или путешествиях сквозь Черные дыры. Да, над сценарием работали несколько лет, привлекли к написанию всемирно известного астрофизика. Но он не о научном, он о личном, он о способности людей делать что-то важное ради благородной и высокой цели. Фильм пронизан мечтательностью шестидесятых, где люди смотрели в небо и видели не тьму, а отражение грядущих чудес. Произведения Стругацких, Лема, Артура Кларка, выход в 1968 “Космической Одиссеи” Кубрика — есть интеллектуальные продукты общественного запроса на стремление приблизить Космос. Люди искренне верили, что будущее уже виднеется на горизонте. Им близки герои Нолана — идеалисты, стремящиеся преодолеть невозможное.
“Интерстеллар” — одновременно дань памяти той эпохе, ведь вдохновлялся Нолан именно классикой фантастики, и желание предать языком кинематографа ключевые идеи о смысле человеческого бытия. В этом смысле, все попытки найти логические нестыковки (а они там конечно есть), становятся лишь навязчивым желанием деконструировать достоинства фильма. Кинематограф никогда не стремился к реалистичной достоверности, это художественная среда, где законы устанавливает режиссер. Нам остается их принимать или не принимать. Кристофер Нолан намеренно создает мир вне логики, он Льюис Кэролл современности, где “кротовая нора” — путь в Зазеркалье. Только прыгают туда герои не любопытства ради, а ради любви. Любовь здесь четвертое измерение, способное менять не только нас, но устройство Вселенной. Запредельно точная и емкая метафора, о которой мы почти забыли.
В современном кинематографе Нолан является одним из тех, кто стремится к новаторству, создает произведения в корне отличающиеся от всего увиденного за год. Но эти фильмы говорят со зрителем на одном языке, увлекая и удивляя. А это дорогого стоит. Заимствуя и перерабатывая лучшее из массовой культуры он создает впечатляющую постмодернистскую головоломку, состоящую из нескольких уровней познания. Кто-то найдет отсылки к литературным или киноисточникам, кто-то простую и понятную жизненную мудрость, ещё кто-то оценит работу как аттракцион. Фильм постоянно меняет форму, скорость подачи, начинаясь как постапокалиптическая драма и заканчиваясь откровенным арт-хаусом. Полифоническое произведение над которым приятно думать и рассуждать.
Говорить об актерской игре бессмысленно, она прекрасна. Кристофер Нолан собрал замечательный ансамбль: Джессику Честейн, Энн Хэтэуэй, Майкла Кейна и Мэтью МакКонахи, который и является центром притяжения. Композитор Ханс Циммер создал невероятный по звучанию саундтрек. Его музыка создает необходимый накал и настроение каждой сцене, а звуки церковного органа и вовсе перекликаются с идеями внеземного и возвышенного. Вот вам ещё одна тема для размышлений.
“Интерстеллар” — это прекрасный образец современного Западного кинематографа, созданного не только рассудком, но и сердцем. Станет ли классикой, обретет ли культовый статус? Покажет время.
P.S.: Говоря о зрительской реакции у меня складывается впечатление, что мы разучились воспринимать многие вещи всерьез, предпочитая иронию, сарказм, пытаемся каждый раз во всем выискивать недостатки. А удивляться и мечтать разучились. Как сегодня не вспомнить цитату Рэя Брэдбери о потерянной возможности бороздить космос, отданной на откуп потреблению. Кстати, фильм в том числе и об этом.