“Отрочество” — новый фильм Ричарда Линклейтера, на прошедшем кинофестивале “Берлинале” вызвал настоящий фурор. Кинокритики после просмотра в один голос заявляли о том, что видели лучший фильм кинофорума, восхищаясь талантом и упорством всей съемочной группы. Без лишнего пафоса и сам могу сказать, что это одна из самых впечатляющих кинематографических работ этого года.
И дело не в масштабе, а в подходе. Съемочный процесс “Отрочества” стартовал в 2002 году и закончился в 2013. Режиссер сконцентрировался на истории мальчика Мейсона (Эллан Колтрейн), его сестры (Лорелея Линклейтер), отца (Итан Хоук) и матери (Патриция Аркетт). Каждый год он пристально следил за жизненными переменами, проблемами и неурядицами, и так в течение 12 лет. В итоге Линклейтер создал впечатляющую по масштабу историю обычной семьи. Мы наблюдаем за тем как происходит взросление человека, попутно узнавая в нем себя. Именно поэтому сюжет фильма не пересказать. Это просто невозможно. Линклейтер намеренно абстрагируется от жанровых канонов и современных тенденций в кинематографе. На протяжении трех часов не происходит невероятных сюжетных поворотов, неожиданных ситуаций или трагедий. Сама жизнь диктует правила игры, впечатляя собственным сценарием. Да, именно так. Перед нами чарующая повседневность, коллекция памятных моментов из жизни главного героя — Мейсона. Зритель, конечно же, задаст закономерные вопросы: где заканчивается реальность и начинается режиссерский вымысел, где реальный человек и где актер? Дело в том, что на них невозможно ответить. И это здорово!
Вместе с героями изменяется жизнь. Рефлексия 11 сентября сменяется вторжением в Ирак, а вот выборы Обамы. Маленькая девочка напевает Бритни Спирс, а через десятилетие в колонках играет инди-рок. “Отрочество” как паззл, где по кусочкам собраны культурные явления эпохи, заметно влиявшие на поведением героев. Творение Линклейтера кажется воплощением мечты, связанных с нашими воспоминаниями. Самопроизвольно возникает вопрос (конечно риторический): где же та кинематографическая машина времени, способная собрать воедино историю нашего взросления? “Отрочество” — прекрасная ода прошлому, ностальгия по ушедшим беззаботным годам юности. Нежелание посещать школу, прогулки с друзьями, увлечение музыкой, первая влюбленность и первый поцелуй, первое разочарование и первое чувство невероятного счастья — из этих моментов и сплетена наша история.
Абстрагируясь от навязанных Голливудом констант, режиссер отказывается от общепринятых в зрительском сообществе клише и стереотипов, связанных с США. Этот фильм — летопись настоящей американской жизни: незатейливой, простой и понятной. Знаменитый американский миф об успехе здесь обыгрывается с иронией, герои страдают от подлости и несправедливости, разочаровываются и восхищаются как и все.
“Отрочество” — не тот фильм, где стоит искать глубину в высказываниях или философские суждения. Но это именно та картина, где ключ понимания заключается в простоте. Несмотря на блестящие актерские работы всех участников этого эксперимента главным персонажем остается время, течение жизни.
У нас, россиян, есть такая многогранная фраза: “Время всё расставит по своим местам”. Мне кажется, “Отрочество” как раз об этом.
Браво, Ричард Линклейтер!