Вот так, первый пост в новом году посвящу игре Firewatch, которая меня искренне удивила и поразила. Не могу сказать, что играл я в 2016 году часто, но некоторые проекты успел посмотреть. Ни один из них не увлек и не впечатлил так, как Firewatch. Так в чем дело?
Firewatch не относится к категории дорогих AAA-блокбастеров. Это инди, созданная силами ребят из Campo Santo, дебютная работа. Раньше сотрудники работали в различных компаниях: в том числе и Talltale Games. Фактически Firewach — это своеобразный интерактивный фильм на 4 часа, где игрок выполняет несложные действия и следит за развитием сюжета. А он здесь чудо как хорош.
Вы — Генри, человек сбежавший от семейных проблем в лесную глушь, и наблюдатель одной из пожарных башен в штате Вайоминг. Единственный человек, с которым вы общаетесь на протяжении нескольких месяцев, ваша начальница Делайла. Она дает указания и задания, вы их выполняете. Все общение выстраивается на базе простых диалогов по рации, у нас есть возможность выбирать реплики, появляется иллюзия вариативности. Почему иллюзия? Игра абсолютно линейна и концовка у неё одна (технически две), поэтому на какие бы темы мы не разговаривали с нашим боссом по рации итог будет один. Но со сценарной точки зрения диалоги прописаны блестяще. На несколько часов ты всерьез надеваешь маску Генри и относишься к голосу в рации как к настоящему живому человеку.
Большинство игровых проектов нас учат примерно одному: вот задание, вот инструмент — выполняй. Ты бежишь, что-то делаешь, если забыл — тебе об этом напомнят. Запоминать местность не нужно, указатель на карте подскажет вектор движения.
Firewatch другая. Она неспешная, здесь нужно внимательно слушать диалоги и часто посматривать на карту. Здесь нет экшна. Но зато здесь присутствует отличная атмосфера и прекрасно переданное ощущение неизвестности и таинственности. Не ты играешь в игру, а она начинает играть с тобой. День за днем ты выполняешь простые задания и начинаешь замечать странные необъяснимые вещи.
Кто-то вламывается на твой пожарный наблюдательный пункт. Зачем? Что за человека с фонариком ты видишь вдалеке? Откуда в лесу взялся странный металлический забор, которого так все опасаются? Ответов до конца повествования никто не дает и твоё подсознание, испорченное культурными клише, начинает подсказывать: за тобой следят; это инопланетяне; за забором кто-то проводит странные опыты. По сюжету ты начинаешь распутывать этот таинственный клубок, но большинство разгадок оказываются вовсе не такими, как ты представлял. Это поражает больше всего. Обойдусь без спойлеров.
Большие студии вряд ли бы пошли на такой радикальный шаг. Но Campo Santo в своем первом проекте не боятся экспериментировать. Мы получаем очень интересную наполненную тайнами историю, которая оказывается повествованием не об инопланетянах и таинственном лесе, а о людях, их эмоциях, чувствах и поступках.
В Firewatch нельзя играть наскоком, пробегая от одной точки к другой. Здесь важно читать письма и заметки, внимательно слушать диалоги, наблюдать за миром. Главное – не торопиться! Игра довольно короткая, поэтому важно проникнуться атмосферой. У Firewatch уникальный визуальный стиль. Кому-то он может понравиться, кому-то наоборот. Но упрекнуть создателей в отсутствии чувства меры не приходится. Все выглядит очень круто.
Firewatch лично меня поразила неожиданным пониманием того, как легко можно манипулировать эмоциями и сознанием человека. Это не просто приключенческая игра, это настоящий (в хорошем смысле) психологический эксперимент над игроком. По экрану идут титры, ты сидишь и находишься в шоке: сколько же в твоей голове ненужного мусора, который реально мешает полноценно жить и адекватно оценивать реальность! Это уникальное ощущение.