В последнее время стали появляться новости и слухи о закрытии известного сервиса iTunes от Apple. Аргументация примерно такова: альбомы никто не покупает, зато все активно оформляют подписку на стриминг музыки. Раз такое дело, значит и рассматривать “тунца” как средство для покупки музыки уже не вариант. Честно говоря, я не очень понимаю на чем основаны такие голословные заявления, поэтому и решил разобраться в публичной форме.
Большинство аналитиков в качестве доказательств теорий о закрытии iTunes приводят статистику агенства Nielsen. Представители считают, что количество купленных треков и альбомов падает катастрофическими темпами в 20-30% в год и эту тенденцию не переломить. Не знаю на чем основана такая статистика, учитывая закрытость данных Apple, но тем не менее.
Продажи падают. Это факт.
Это правда связано с развитием стриминговых сервисов, использование которых открывает доступ к гигантской библиотеке треков за довольно небольшие деньги. Нет смысла покупать альбом или отдельный трек, если за сравнимые деньги можешь слушать все, что душе угодно.
Но рассмотрим эту ситуацию со стороны артиста, правообладателя. Продажи альбомов и мелодий — значимая часть заработка. И если ты активно работаешь над своим продуктом, рекламой, то и получаешь пропорциональную отдачу. С подпиской средства распределяются между всеми артистами приблизительно равномерно. А если выстраивать разделение прибыли по принципу: “Кэш тому, кого чаще слушают”, все это выльется в скандал и правовые войны. На Западе не очень любят проблемы, связанные с принудительными ограничениями.
В самой яблочной компании есть собственная разработка — Apple Music. В этом смысле, иметь два канала продаж лучше чем один.
iTunes — это не только сервис для продажи музыки.
Да-да. Музыка — лишь часть контента, представленного там. Еще есть кино, книги, подкасты. Эти вещи невозможно раздавать с помощью подписки (точнее можно, но будет убыточно). Закрыть сервис — закрыть доступ к просмотру кино, чтению книг, скачиванию подкастов. Вариант не только маловероятный, но и практически невозможный. Создавать несколько нишевых сервисов для кино, музыки и книг — технологический шаг назад.
Стриминговые сервисы это круто, но что делать в оффлайне?
Серьезно! Стриминг — это здорово, когда есть хорошая батарейка и стабильный быстрый интернет. Но существуют ситуации, когда нет ни того, ни другого, а музыку слушать хочется. Единственный вариант — скачивать треки по старинке и верстать свой личный плейлист для отдыха на природе.
Итоги.
Если и существует тенденция падения продаж музыки, то она отражается и на iTunes, и на Google Music и более мелких площадках. Но это не значит, что пришло время закрыть для артистов возможность продавать альбомы целиком с бонусными материалами и доп.контентом.
Наверное, можно сравнить текущие изменения с пластинками, которым давным-давно предрекали смерть. Ничего. Сегодня существуют специализированные магазины, которые продают современные грампластинки для меломанов. Миру от этого хуже не стало, скорее наоборот.
P.S.: Самой компании Apple пришлось прервать слухи. Официальный представитель заявил, что никакого закрытия iTunes не планируется.