“Марсианин” Ридли Скотта — фильм, о котором можно писать либо огромные статьи, обличающие технические погрешности и не стыковки, либо небольшие заметки. Кажется, очередной мой пост отнесем ко второй категории, учитывая, что и рассказывать, в общем-то, нечего.
Марсианин — это экранизация крайне успешной книги Эндрю Уира, представляющей из себя не столько потрясающее художественное произведение, сколько готовый сценарий для съемки фильма. Зачин следующий: во время очередной марсианской экспедиции на планете начинается сильная буря. Во время эвакуации один из персонажей (Марк Уотни в исполнении Мэтта Дэймона) получает повреждение и теряет связь с командой. Отчаявшиеся астронавты держат курс на Землю, а в это время Уотни, осознав что отключился на несколько часов, понимает, что остался на Марсе один. До следующей экспедиции несколько лет и перед героем стоит единственная задача — выжить и вернуться на родную голубую планету.
Да, “Марсианин” — это самая настоящая космическая робинзонада, очень оптимистичная, абсолютно прямолинейная. Классика жанра с традиционным хэппи-эндом. Однако, сделано это невероятно круто. Ридли Скотт — мастер придать с помощью деталей необходимую атмосферу.
Уотни — непробиваемый жизнелюб. Какие бы проблемы не возникают он их решает, активно борется за свою жизнь, общается с Землей и не рефлексирует по поводу своей дальнейшей судьбы. В ровере, разъезжающем по красной планете играет диско 70-х, а чувство опасности активно подавляется обаянием Мэтта Дэймона.
Конечно, здесь не стоит ждать экзистенциальных мучений в духе героев “Интерстеллара” или “Гравитации”, в “Марсианине” все до предела просто и ясно. Нет метафизике, да — науке и физике. Цель — выжить и без сантиментов. У Уотни нет семьи, поэтому нет глобальной мотивации вернуться. Но он человек, американец. А в Америке принято вытаскивать своих из любых передряг, в том числе и межпланетных. Этому нас учит голливудское кино.
Чтобы на время отвлекать зрителя от монотонной деятельности Уотни, повествовательный процесс часто переключается на команду NASA, пытающихся выручить астронавта. Но в этих сценах правит балом мсье Шаблон Шаблонович, поэтому внутренний голос часто выражает желание поскорее вернуться на четвертую планету от Солнца.
Не могу назвать “Марсианина” откровением года. Это просто хорошая качественная фантастика, с классным саундтреком и замечательным персонажем. Ждем продолжения “Прометея”. Говорят, работа уже началась.