Продолжаю сериальную “блог-неделю”. На этот раз “Готэм” — сериал о жизни порочного города задолго до появления Бэтмена. В отличие от “Флэша” и “Стрелы” многосерийный фильм крутят на пафосном канале Fox, а заправляет постановкой Warner Bros. Television. Как минимум, это бы говорило о многом, но не сложилось.
До выхода сериала фанаты “Темного рыцаря” всерьез опасались, что повествование будет скучным и не интересным. Ведь главному персонажу Готэма еще и пятнадцати не исполнилось. Об этом открыто заявлялось. В этой связи возник ключевой вопрос — так кто же главный герой шоу? Это Джим Гордон (Бен МакКензи) — молодой детектив, недавно вернувшийся из армии, человек с состоявшимися моральными принципами, искренне желающий очистить улицы города от криминала. И делает он это, на протяжении сериала, скорее эффектно, чем эффективно в компании со своим своенравным наставником, напарником-детективом Харви Буллоком (Донал Лог). Борясь исключительно честными методами новичок быстро приходит к выводу, что без перехода на темную сторону силы не обойтись. В итоге Гордон, хочет он этого или нет, сам становится частью этой порочной среды, выбирая по необходимости сотрудничество с мафией.
Прекрасная завязка, не правда ли?! Однако реализация, как это принято, не так хороша, как хотелось.
С героями определились, а что с жанром?
Во-первых,“Готэм” — это детективная драма в знакомой Вселенной DC. Во-вторых, это сюжетная паутина, сплетенная из историй отдельных персонажей. В США сериал вполне могли бы назвать “Gotham: Origins”, так как именно с появлением Джима Гордона в городе запускается процесс становления главных противников человека в черной маске. До достижения максимальной их криминальной формы, если так можно выразиться, пройдет еще десяток лет, но сценаристы стараются как можно быстрее раскрыть все тайны воспитания их характеров. И здесь, конечно, настоящее кинематографическое раздолье. Истории Нигмы, Селины Кайл, Пугала, Пингвина становятся едва ли не главными связующими нитями сериального шоу, позволяющими максимально разнообразить каждую серию. Но нити эти чаще всего сплетены из сахарной ваты. Множество отрицательных героев появляются, а затем загадочным образом исчезают. Мотивация многих равна нулю. Преступления никак не отражаются на жизни города.
В этом смысле, несмотря на довольно сложные взаимоотношения персонажей, отличный кастинг делает половину атмосферы. Пингвин в исполнении Робина Тейлора, Альфред (Шон Пертуи), Нигма (Кори Майкл Смит), глава бандитской группировки Фиш Муни (Джада Пинкетт Смит) прекрасно отыгрывают свои роли, делают своих персонажей безумно живыми и запоминающимися. Игрой этих актеров наслаждаешься. Сам Гордон, хоть технически является и главным персонажем, невольно становится двигателем, запускающим определенные сценарные процессы. Но ему не сопереживаешь. Плохо это или хорошо сказать сложно. Потенциальную возможность сделать крепкое детективное бадди-муви не используют. Буллок, предстающий в первых эпизодах тертым калачом, прожженным жизнью полицейским, на поверку оказывается лишь помощником новичка. И это удивительно.
Несмотря на огромное количество побочных историй и персонажей, каждый эпизод сериала существует сам по себе. С первой серии нам дают понять о том, что Гордон на протяжении сезона будет заниматься раскрытием убийства семейной четы Уэйнов. И это обманный финт. Несколько серий мы знакомимся с персонажами, городом, раскрываем несколько интересных дел и тут повествование начинает тормозить и разваливаться на множество кусочков, способных сложиться в единый пазл только в последнюю десятиминутку последней же серии сезона. В этом смысле, как мне кажется, сценаристы стали заложниками формата. Хочешь, не хочешь, а на 22 серии придумай оригинальные сюжетные ходы. Получилось это сделать лишь на половину, до того как Гордон попадает в известную лечебницу Аркхем.
Сам Готэм, эффектно представленный в первой серии, оказывается ничуть не страшнее реального Нью-Йорка (градиентное “зафотошопленное” небо не спасает), противники Гордона, как и мафия, никак себя не реализуют, гнетущей атмосферы насилия и жестокости нет и в помине. О наследии Нолана и Бёртона можно забыть. Телевизионный рейтинг диктует правила. Хотя в “Сорвиголове” от Marvel все это есть. Поменяться бы местами…
Первый сезон “Готэма” вызвал высокий зрительский интерес, последняя серия завершилась открытым финалом, а это значит, что продолжение не за горами. Потенциал у этого телевизионного шоу огромный, но раскрыть его, сделать каждую серию увлекательной теперь будет еще сложнее.