Я однажды писал о Яндекс.Дзен — новой платформе для авторов и блогеров и мой отзыв был скептичен. Но вот прошел год, я решил снова обратить внимание на этот сервис и мнение несколько изменилось. Признаюсь, в своей прошлой статье я оказался неправ по большинству пунктов, которые тогда перечислил. Но сейчас появились новые вопросы, поэтому решил порассуждать.
Чтобы не быть голословным и проверить как работает Яндекс Дзен, я решил провести эксперимент — зарегистрировался в качестве автора и начать писать посты. Делал это три недели, чтобы накопить достаточно статистики для определенных выводов.
Канал в Яндекс Дзене и темы, рубрики
Создать канал в Яндекс Дзене довольно просто. Об этом я писал в своей прошлой статье. Другое дело — понять на какую тему писать. Я активно слушал создателей сервиса, которые на каждой конференции говорили примерно следующее: писать нужно о том, что знаешь и любишь.
Это крутой подход, но есть, как говорится, большое НО! Основной мотивацией всех, кто приходит в Дзен становится прибыль. Свой блог, а точнее канал, можно монетизировать. Достигаешь 7000 дочитываний статей в неделю и подключаешь функцию отображения рекламы. От показа этой рекламы и капают деньги.
На форумах люди делятся историями своих заработков и у читателей таких постов возникает впечатление, что Яндекс.Дзен — настоящий Клондайк. Возникает существенная проблема.
Проблема контента в Яндекс.Дзене.
К большому сожалению, основными читателями ленты Яндекс Дзен являются люди старше 35 лет. В основном, это женская аудитория, которая проводит вечера почитывая ленту в браузере. Эта аудитория и формирует спрос. А спрос, в свою очередь, рождает предложение. Я специально создал канал, направленный исключительно на мужскую аудиторию, но что я имею?!
Пол посетителей:
Возраст посетителей:
Именно поэтому отличные каналы с уникальным контентом, посвященные фотографии, истории кино, философии или другим классным вещам практически не имеют посетителей. Зато трафик приносят каналы об астрологии, жизни звезд, родах, взаимоотношениях и психологии. Большинство таких каналов — это простой рерайт на 500-1000 знаков в статье с красивым заголовком и картинкой. Статьи набирают по 4 000 -10 000 дочитываний. Колоссальные цифры. Огромные показы получают статьи на тему “ржаки” и бестолковых мемов с животными.
А чем больше эти цифры, тем больше заработок. В итоге мы получаем своеобразную спираль: авторы понимают, что людей интересует кликбейтный трэш и начинают производить этот самый трэш в промышленных масштабах. Лента Яндекс Дзена начинает тонуть в графомании, а хорошие каналы не успевают стать заметными. Авторы отличных блогов, посматривая на статистику, теряют мотивацию и уходят.
Есть исключения. Например часто приводят пример с блогом об архитектуре или ремонте или канал об отце и его детях. Но их популярность опять же связана с основной аудиторией — это женщины 35+. Ремонт, роды, дети, психология, красота — эти темы входят в сферу их интересов.
О машинном обучении и персональных рекомендациях.
Создатели уверяют, что лента Яндекс.Дзен подстраивается под интересы пользователя и выдает ему актуальные статьи. Это правда работает. Но трэш-каналы все равно пробиваются!
Как статья появляется в Яндекс Дзен?
Насколько я понял из Яндекс Метрики, после того как ты публикуешь статью, она проходит ручную модерацию. Её проверяют люди из сервиса Яндекс Толока. Если специалисты не находят в материале нарушения правил, то ставят её в очередь и через 2-3 часа она улетает в ленту. Первые показы приносят огромный трафик, но затем статья уходит вниз и становится малозаметной.
Видите пик на графике? Это статья появилась в ленте.
Материалы в Дзене живут недолго. По наблюдениям, опубликованная статья активно крутится в ленте в течение 2-4 дней. После этого показы пропадают. Так как материалы из канала плохо отображаются в поисковой системе Яндекса, получается, что основным и единственным источником трафика остается лента самого Дзена. А лента постоянно обновляется. Тупик.
Секреты интересного материала.
А нет никаких секретов. Ты можешь потратить огромное количество времени на написание статьи и подготовку уникальных фотографий, но после публикации она может оказаться не очень интересной читателю. Определить до публикации будет ли она интересна или нет — невозможно.
Я наблюдал крутые авторские материалы, которые с трудом набирали по 200 просмотров. Видел рерайт-статьи на тему “5 продуктов для сжигания жира” на 20 000 просмотров. Справедливо ли это?! Не мне судить. О проблеме контента и публики я писал выше.
Дзен правда стал активно развиваться и привлекать как читателей, так и авторов. Но возникли огромные проблемы с качеством контента. Хорошие авторы не дотягивают до монетизации и уходят, а создатели трэш-контента снимают сливки и начинают работать в 10 раз активнее. К чему все это приведет — посмотрим.