Альфонсо Куарон, известный большинству зрителей по фильмам “Дитя человеческое” и “Гарри Поттер и узник Азкабана”, кажется, снял самую совершенную, с технологической точки зрения, кинокартину 2013 года и лучший 3D sci-fi со времен “Аватара”.
“Гравитация”, несмотря на собственные ожидания оказалась не аскетичным арт-хаусом о взаимоотношениях мужчины и женщины в космосе, а очень ярким приключением, которое приковывает к креслу не отпуская на протяжении 90 минут. Сюжет “Гравитации”, надо признать, довольно незамысловатый. Опытный астронавт Мэтт Ковальски (Джордж Клуни) работает на околоземной орбите вместе со своей напарницей (Сандра Буллок). Внезапно, ошибка русских специалистов приводит к технологической катастрофе. Огромное облако из обломков спутников направляется в сторону астронавтов, превращая миссию по починке телескопа “Хаббл” в историю выживания с обязательным преодолением трудностей, тяжестью потерь и голливудскими штампами. Но эти компоненты, которые отлично работали во множестве киноисторий, Куарон выбрасывает в пространство агрессивное, ужасное и прекрасное одновременно. Фантастические по красоте космические пейзажи соседствуют с мертвыми телами астронавтов, нелепые истории Ковальски с гнетущей тишиной.
Для режиссера космос – лишний повод задать зрителю вопросы о необходимости его завоевания. Он отвергает романтизм по отношению к космосу, демонстрируя его опасность, неготовность человечества узнать его секреты. Способны ли мы, хрупкие существа так зависимые от современных (и все же примитивных) технологий открывать для себя неизведанное?
“Гравитация”, как я отметил в начале статьи, настоящее технологическое совершенство. Как возможно создать настолько живое, правдоподобное космическое пространство в обычном съемочном павильоне для меня так и останется загадкой. Оператор Любецки лишний раз подтверждает своё безупречное мастерство, создавая немыслимые по сложности переходы от крупного плана к видам планеты без единой монтажной склейки. Камера вращается вместе с героями переходя от третьего лица к первому. Ты, как зритель, становишься не просто человеком со стороны наблюдающим за действом, сколько самим героем, физически ощущая нехватку кислорода и первобытный страх перед неизвестностью.
Еще на пресс-показах все кинокритики как один высказали идею, что этот фильм о человеческом одиночестве. Это действительно так. Одиночество, которое лишает смысла жизни, делает твое существование абсолютно бессмысленным видится режиссеру даже сильнее страха смерти. Главным решением в борьбе с ним становится желание перебороть себя, найти силы идти дальше, жертвовать чем-то важным, но бороться.
Героиня Сандры Буллок растет, трансформируется на всем протяжении фильма, аллегорично напоминая развитие человечества достигшего за последнее тысячелетие невероятных технологических высот. В этом смысле, Куарон даже успевает сделать несколько отсылок к бессмертной космоклассике Стэнли Кубрика. Но вопрос о конечной точке эволюции человеческого разума так и остается открытым.
“Гравитация”, при всей своей фантастической прелести, голливудское кино со всеми плюсами и минусами, развлекательное и увлекательное, но не шокирующее, не погружающее зрителя в состояние глубокого сплина после выхода из кинотеатра. Однако, это одна из самых потрясающих визуальных истории 2013 года. По-крайней мере для меня. Браво, Куарон! Браво, Сандра Буллок!
___
У Рэя Брэдбери есть замечательный рассказ “Калейдоскоп”, который скорее всего читал Альфонсо Куарон. Рекомендую. Там всё гораздо страшнее.