Вышел “Бегущий по лезвию 2049”. Премьеру я очень ждал по двум причинам. Во-первых, я всегда был фанатом киберпанка, а оригинальная картина Ридли Скотта в своем время шокировала меня своей атмосферой и реализмом. Во-вторых, режиссером продолжения стал Дэни Вильнёв, который год назад выпустил невероятное “Прибытие”.
После выхода фильма множество российских рецензентов стало упрекать фильм во вторичности, объяснять, что продолжение было лишним. С этим можно согласиться, но отчасти. Конечно, “Бегущий по лезвию” 1982 года был выдающейся картиной, которая опередила своё время. В то время работу не поняли критики и не приняли зрители, но время все расставило по местам. Сегодня фильм Ридли Скотта является едва ли не ключевым фильмом в жанре фантастики за все время существования кинематографа.
Но сиквелы можно снимать по-разному. Можно создавать бездушные продолжения на базе популярной франшизы, а можно очень стильные и тонкие ленты как это и вышло с новой работой Дэни Вильнёва. Фильм нельзя назвать революционным, он скорее является эволюционным. Здесь сохранен темп оригинала, атмосфера безысходного будущего, звук сотрясает пространство, а глаза не оторвать от невероятного визуального стиля.
“Блэйдраннер” Ридли Скотта несмотря на культовый статус никогда не был картиной “для всех”. Фильм затрагивал идеи о границах человечности, смысле существования и борьбе за свою жизнь. В работе Скотта даже не существовало откровенного злодея. Ты как зритель понимал мотивацию каждого из персонажей. А постмодернистская концовка вовсе ошарашивала, оставляя после просмотра массу вопросов. “Бегущий по лезвию 2049” в каком-то смысле гораздо прямолинейнее, но именно эта прямолинейность сбивает акценты с философии на детектив в отличие от оригинала.
Фильм посвящен герою Кею (репликанту, сыгранному Райаном Гослингом), который работает в отделе полиции Лос-Анджелеса и по воле случая начинает раскрывать дело, способное изменить не только его жизнь, но и многих других. Переключение акцента с человека (Декарда — Харрисона Форда) на искусственно созданного человека полностью меняет подход и отношение к происходящему. Вильнёв еще сильнее подчеркивает главную мысль франшизы: способен ли не человек, способный страдать, мыслить, переживать, быть человек в полном смысле этого слова. Не буду спойлерить, но мысль главного персонажа о том, что он не такой как все, дает ему смысл жить и что-то делать в этом мире. Он переживает об отсутствии души и с огромной страстью цепляет за малейшую возможность приблизиться к статусу обычного человека. Мотивы его действий и поступков обусловлены чертами, присущими настоящим людям.
Современный кинематограф давно приучил нас к пониманию ужасной природы человека. Чаще всего в фильмах про иных, иные более являются людьми, чем сами люди.
Режиссер Вильнёв — любитель сюжетных твистов. “Блэйдраннер 2049” — не стал для него исключением. При просмотре, как минимум два раза ситуация меняется настолько кардинально, что даешься диву. Детектив ведет тебя по проторенной дорожке, которая по традициям жанра оказывается ошибочной.
“Бегущий по лезвию 2049” длится почти 3 часа и для кого-то это зрелище может стать настоящим испытанием. На мой взгляд, фильм — своеобразный тест на способность видеть и чувствовать мир. Ричард Дикинс — легендарный оператор выстраивает кадр так, что хочется наслаждаться каждой секундой. Невероятная работа. Музыка Ханса Циммера очень точно подчеркивает все происходящее на экране. Настоящее наслаждение, способное держать в напряжении.
Как и оригинал, “Блэйдраннер 2049” — фильм не для всех. Но это монументальное полотно настолько сильно отличается от всего, что выходит в последнее время в кинотеатрах, что пропускать — настоящий грех.