Теперь можно смело утверждать, что “Форма воды” по количеству номинаций на “Оскар” встал в один ряд с культовыми картинами вроде “Властелина колец“, “Титаник” и.д. Но при этом новый фильм Гильермо Дель Торо оказался одним из самых недорогих в этой плеяде номинантов и победителей.
Для “Формы воды” сложно определить конкретный жанр. Это и история любви, и психологический триллер и шпионский детектив. Дель Торо смешал столько элементов, что у другого автора такой микс вызвал бы серьезное зрительское неприятие. Мексиканский режиссер, обладая очень тонким чутьем, наоборот, создал настоящий бриллиант на стыке авторского и мейнстримового кино. Рассказывать о сюжете “Формы воды” по-крайней мере странно. Это не самая сильная часть фильма. Важнее другое — как дель Торо умудряется так ладно связать все имеющиеся элементы в готовую конструкцию от которой не оторвать взгляд.
Многие критики называют “Форму воды” историей, где Амели встретила создание из черной лагуны. Отчасти это правда. Но картина Дель Торо подает сюжет не как псведо-реальную историю, а как сказку, в которую можно верить, а можно не верить. И эта кино-сказка, как и любой другой продукт Дель Торо, нельзя воспринимать буквально. Каждый элемент, каждый персонаж здесь метафоричен. В истории любви двух разных (а по-сути одинаковых существ) важна сама любовь — вещь нерациональная и этим прекрасная. Человечность противопоставляется бесчеловечности и эта оппозиция на экране выражается в таких формах, о которых мы как зрители вряд ли задумываемся. Обычно зрители привыкли к простым и понятным конструкциям, но “Форма воды” другая: здесь важно сделать усилие, полностью отключить рациональное восприятие.
Помимо общефилософской канвы в фильме Дель Торо невероятные актерские работы. Салли Хопкинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс — замечательные актеры, которым редко дают реализовать своё дарование на большом экране. Здесь же они выдают максимум возможностей и отыгрывают характеры на 100 процентов. В качестве дополнительной эмоциональной нагрузки используется незабываемая музыка Александра Деспла.
В начале статьи я указал тот факт, что новая работа Гильермо Дель Торо была отмечена киноакадемией в 13 номинациях на “Оскар”. Но до этого были и “Золотой Глобус”, и главный приз Венецианского фестиваля и множество других наград. “Форма воды” — определенно фильм не для всех, кому-то он покажется простым, кому-то странным и непонятным, у кого-то вызовет отторжение. Но многое зависит лишь от того какими глазами вы смотрите на это мир.