В последнее время рецензирую фильмы, которые наш местный кинопрокат обходит стороной. “Лучшее предложение” Джузеппе Торнаторе как раз из таких. Фильм демонстрировался в европейских кинотеатрах еще в начале года, в России сроки сместили на август, а картину выпустили ограниченным тиражом.
При всей неоднозначности оценки, стоит упомянуть, как минимум, о двух важных обстоятельствах. Во-первых, главную роль в фильме играет Джеффри Раш, обладающий удивительным даром приковывать к себе внимание зрителя так, чтобы он забыл обо всем на свете. И, во-вторых, “Лучшее предложение” – один из самых запоминающихся триллеров этого года (“Побочный эффект” Содерберга в эту же категорию). Даже не столько из-за острого дефицита работ этого жанра, сколько особой подачи, сюжета, характерных исключительно для Европейского кино.
Фильм, который длится 2 часа экранного времени, ведет зрителя сквозь сюжетные коллизии под замечательную музыку Энио Морриконе, напоминая неспешную экскурсию по итальянскому музею живописи. Рядовому зрителю, привыкшему к постоянной смене кадров и безостановочному экшну, уже этого достаточно, чтобы потерять интерес к повествованию. Но сценаристы припасли для таких людей кое-что интересное.
По сюжету, Вёрджил Олдман (Раш) успешный и известный директор аукционного дома, кроме продажи предметов искусства занимается и их оценкой, одновременно проворачивая аферу по занижению стоимости картин в несколько раз. Собрав за десятилетия коллекцию, спрятанную по всем законам жанра в потайной комнате, он продолжает проживать день за днем. Однажды Олдману на телефон дозванивается девушка с предложением оценить имущество, доставшееся по наследству от родителей. Сперва просьба кажется довольно банальной и обыденной, пока Вёрджил не понимает, что незнакомка, с которой он постоянно разговаривает по телефону, намеренно игнорирует с ним встречу. Вокруг взаимоотношений девушки-загадки и пожилого аукциониста по спирали и раскручивается сюжет.
Интриги добавляют особенности персонажей Олдман – эдакий “человек в футляре”, персонаж без личной истории, властный, надменный, исключающий любой контакт с людьми (в том числе и физический). Его мир – это он сам. Его противоположность – девушка, страдающая агорафобией, женственная, слабая, таинственная.
Собственно, от этого отталкивается режиссер Торнаторе. Сводя абсолютно разных, но и не менее похожих людей, он наблюдает за эволюцией героя. Олдман, создав в своей голове иллюзию прекрасного недоступного существа, теряет самоконтроль. На что способно воображение мы все знаем и по реальной жизни. Из жёсткого, бесчувственного персонажа главный герой превращается в человека, способного чувствовать, любить. Но, в отличие от искусства, не догадывается, что некоторые человеческие чувства могут быть подделкой.
Говорить о постоянных отсылках, аллегориях в фильме можно вечность. Да и сценарий напоминает эдакую компиляцию текстов различных эпох: здесь и напоминание о “Красавице и чудовище”, что-то от истории Пигмалиона и Галатеи. Размеренное повествование и множество статичных кадров – детали того механизма, который работает на воссоздание необходимой атмосферы. Предметы искусства при их оценке не нуждаются в спешном осмотре, для Торнаторе такими предметами становятся характеры главных героев, каждый из которых обладает запоминающимися чертами. Дональд Сазерленд, Оливия Хукс, Джим Стерджесс — крайне обаятельные и талантливые актеры, удачно дополняют актерскую работу Джеффри Раша.
Пожалуй, основным разочарованием становится осознание того, что ты смотришь не романтическую мелодраму и не драму, а психологический триллер. О “неожиданной” концовке начинаешь понимать за полчаса до окончания фильма. Мозаика сомнений и догадок мгновенно складывается в единую картину и философская концовка не оставляет после просмотра ничего кроме чувства жалости и вывода о сложных перипетиях любви. Выбери сценарист иной путь развития сюжета, мы бы получили абсолютно иное кино (возможно даже гениальное).
При всех оговорках “Лучшее предложение” – почти идеальное кино с отличным актерским кастингом, первоклассной музыкой и интригующим сюжетом. По сравнению с массой безликих блокбастеров-подделок, этот фильм кажется настоящим произведением искусства. Есть такое прилагательное – интеллигентный. Его со всей смелостью можно и применить к картине Джузеппе Торнаторе.