Примерно месяц назад мэтр Квентин Тарантино по традиции выложил в сеть список из 10 фильмов 2013 года, которые произвели на него впечатление. Один из них я и решил найти, и это был фильм “Милая Фрэнсис” Ноа Баумбаха. По обычаю сделать это было непросто, тем не менее товарищи помогли найти версию с субтитрами (идеальный вариант).
Чтобы было дальше? А дальше, после просмотра, было осознание того, что ты посмотрел один из самых стильных и интересных фильмов года. Прав был Квентин.
“Милая Фрэнсис” – пример отличного независимого кино. Такие фильмы часто крутят на кинофестивалях вроде “Трайбека” или “Сандэнс”, но посмотреть их в восточной Европе (а точнее России) невозможно по ряду причин. Так мимо проката местных кинотеатров прошел один из лучших фильмов 2013 года “После полуночи”, а теперь и “Милая Френсис” и “Жизнь Адель” и множество, множество замечательных картин.
Главная героиня Фрэнсис (её играет Грета Гервиг) к 27 годам не имеет стабильной работы, жилья. Перемещаясь с места на место она беспрестанно дурачится, не дорожит взаимоотношениями, бегает по вечеринкам и мечтает стать профессиональной танцовщицей. Проходит день за днем, карьера танцовщицы никак не стартует, а её подруга Софи, к которой Фрэнсис испытывает нежные чувства, неожиданно уезжает к своему бойфренду. С этого момента у главной героини начинаются экзистенциальные поиски собственного жизненного пути и квартиры, за которую ещё и необходимо платить.
В чем состоит заявленная драма, может спросить любой из читателей? Дело в том, что “Фрэнсис” – это первоклассная иллюстрация жизни поколения двадцатилетних, рассказанная языком доброй иронии для тех, кто не может найти “злополучный” жизненный путь и обосноваться в этом мире. Выбиваясь из общей системы стереотипов Фрэнсис не способна ни подстроиться, ни создать собственную реальность. Точнее для неё реальность не имеет ничего общего с идеями семьи, прогулок по супермаркету в выходные и фразах о приготовленном для дорогого мужа супе. Жизнь Френсис протекает в ином русле. Любые удары судьбы она принимает с улыбкой, ни на минуту не теряя оптимистичный настрой, порой напоминая женскую вариацию Виктора Служкина из “Географа”. Простите за сравнение.
Статус “несвидабельна”, которым наделили её знакомые, героиню абсолютно не пугает. Открытая, наивная, мечтающая о танцевальной карьере в те годы, когда профессиональные танцоры её заканчивают, говорит лишь об одном – схематичности современного мира не готового принять Иного. Даже если для этого Иного не существует гендерных или возрастных границ. Фрэнсис продолжает улыбаться и радоваться жизни, отыгрывать роль “настоящего бро” для своих друзей не замечающих ни её женского обаяния, ни призывов о помощи.
Фильм черно-белый и скроен так, что на первый взгляд видеоряд напоминает ожившие картинки из Instagram под специфическим фильтром. Но дальше понимаешь, “Милая Фрэнсис” все-таки продолжатель традиций французского кино 60-х, с его духом независимости, простыми, но таких проницательными диалогами, сигаретным дымом и атмосферой безмятежности. Вот здесь думаешь про себя — как же всего этого в современном кино не хватает! К слову, в фильме будет Париж. Нет, не яркий город, созданный для незабываемого финала, а лишь как статичная декорация одного из множества нелогичных поступков героини.
Именно поэтому условный хэппи-энд в картине не воспринимается как яркое событие её жизни. Сейчас всё здорово, а что будет завтра непонятно. Хотя, нет. Завтра Фрэнсис будет уже 28. Она все также будет сидеть на балконе, слушать инди-рок и курить сигарету, а ты будешь ей завидовать.