На большие экраны российских кинотеатров на этой неделе выходит масса разнообразных фильмов, однако “Небраску” – участника “оскаровской гонки” в России посмотреть не получится. Только ограниченный прокат, только пара кинотеатров в Москве. Довольно странная ситуация, если принять к сведению, что это один из самых достойных участников самого известного мирового киноконкурса. На мой взгляд, конечно.
“Небраска” – идеальный пример отличного авторского кино, степенного, размеренного, наполненного бесчисленными диалогами и минимумом действия. Но именно из этих элементов состоит многоуважаемый мной независимый Американский кинематограф (специально пишу с большой буквы). Большинство зрителей привыкло к “попкорновым” блокбастерам родом из Соединенных штатов, формируя в своем сознании соответствующую логическую цепочку. Но есть в США и другое кино с простыми житейскими историями о простых людях и чрезвычайно душевное. “Небраска” как раз из такой когорты.
Вуди Грант (Брюс Дёрн), добродушный старик, доживающий свои дни, однажды получает на почту рекламную листовку. Надпись на ней обещает право обналичить миллион долларов. Это неожиданное обстоятельство так воодушевляет главного героя, что он решает немедленно добраться офиса компании, который находится в 1500 километров от родного города. Постоянно уходит из дома и медленно, но верно движется по направлению к штату Небраска. Его снова и снова возвращают домой, но тяга получить заветный “миллион” уже на следующий день тянет Вуди на встречу приключениям. Сын (Уилл Форт) понимая, что идея отца стала навязчивой решает самостоятельно отвести его и доказать, что листовка лишь рекламный ход, который вводит стариков в ступор.
Да, “Небраска” – это традиционный роуд-муви, который хоть и притворяется приключением из точки А в точку Б, но на деле является почти экранизацией греческого эпоса о взрослении, поиске, обретении себя и настоящем счастье. Останавливаясь в памятных местах герои встречают людей, с которыми были знакомы еще 40 лет назад, узнают много нового о собственной истории и вместе понимают насколько важны семейные узы. Гуманистический посыл – чуть ли не самое мощное, что выделяет этот фильм среди других номинантов “Оскара” этого года. Говоря на понятном и доступном со зрителем языке режиссёр показывает проблемы современных семей и пути их решения. Дорога, словно метафорический символ, становится здесь главным стержнем объединения родных людей, которые за все годы совместного существования никогда не были единым целым.
“Натянутое” повествование о больных стариках неожиданно перерастает в трогательную драму, где сопереживаешь персонажам, от души смеешься над местным простоватым юмором и восхищаешься местными красотами. Они, к слову, сняты в черно-белом стиле, но безумно стильно с операторской точки зрения. За окном автомобиля проносится одноэтажная Америка, а задушевные разговоры проходят в тихом баре где-нибудь на окраине. Мы, зрители, видим другую Америку, не лощенную, утопающую в лучах жаркого солнца с моделями и высотками. Америка Пэйна другая, как и для миллионов простых американцев живущих мечтой о лучшей жизни.
Несмотря на непривычную массовому зрителю локацию для повествования, сценарный язык и ситуации до невозможности становятся универсальными. Невольно переносишь разыгранную ситуацию на собственную страну, где вполне могла случиться подобная история. Впрочем этому и помогает литературность. Все же есть в «Небраске» что-то от русской классики (не только Тургенева как можно догадаться).
Брюс Дерн, играющий больного и почти отстраненного от реального мира старика, прекрасен. Пожалуй, не припомню образ, который вызывает на протяжении фильма настолько разнообразные зрительские эмоции. Награда за эту роль на Каннском фестивале говорит о многом.
“Небраска” – невероятно воодушевляющий фильм без пафосного и натужного морализаторства. Лента лишний убеждает в том, что счастье – это та вещь, за которую мы и в ответе. Важно только оглянуться вокруг и обратить внимание на тех, кого мы любим.