В последнее время Голливуд всерьез задумался об экранизации сюжетов на Библейскую тему. “Ной” был бы одним из таких “традиционных” проектов если бы не имя режиссера. Как не зазывали нас трейлеры фильма с экшеновой нарезкой на Youtube, в итоге всё равно получилась триллер-драма с психологическими страданиями и катарсисом.
Аронофски всегда был человеком из мира авторского кино. Ему множество раз предлагали снимать масштабные блокбастеры, но он отказывался. Отлично понимал, что собственный взгляд на современное кино не позволит окупить проект или сделать его с присущим автору стилем. Но за “Ноя” Аронофски взялся, осознавая что в современном кинематографе практически нет удачных экранизаций Библейских историй. И дело даже не в том, что всегда найдутся те (церковь, христиане, историки), кто выскажет массу претензий. Важнейшим является ключевое послание, которое, по логике, обязана нести любая кинолента. А фильм, где присутствуют религиозные мотивы и вовсе становится призмой сквозь которую проецируются особые идеи.
Для того, чтобы избавиться от проблем, режиссер поместил повествование в иную реальность скорее напоминающую микс эпохи постапокалипсиса и средневековья. Здесь не существует разделения на мифологическое и реальное. Всё взаимосвязано невидимыми нитями. И человек живет в этом фэнтезийном мире, веря в судьбоносные сновидения и общаясь с каменными големами. Только за передачу этого ощущения Аронофски стоит поблагодарить. Ведь именно таким сознанием были наделены современники Ноя.
Самая большая проблема заключается в восприятии. Если 2 часа не задавать вопросов, а просто верить в происходящее на экране фильм будет легко понять и оценить. Авторская интерпретация всегда была и будет, в этом и смысл искусства. Великолепная самобытная музыка и превосходная операторская работа усиливает эффект присутствия.
Рядового зрителя, пришедшего посмотреть знакомую историю о добряке-спасителе, скорее всего ждет разочарование. Киноязык “Ноя” заключается не в словах, а символах. Понять их культурологический смыл становится непростой задачей. Но рассуждать в нашем мире полезно. Кроме того, сам текст Ветхого Завета больше собрание метафор и аллегорий, чем реальное описание исторических событий.
Почему я ничего не сказал о синопсисе? Он всем известен, Аронофски лишь переигрывает знакомую историю обостряя внутренние противоречия героев. Здесь же наслаиваются проблемы отцов и детей и психоаналитические подтексты. Каждый из них одержим собственными фобиями, страхами и в течение фильма учатся с ними справляться. Будто бы человечество в миниатюре развивается за 40 дней и ночей.
Персонаж Ноя в исполнении Рассела Кроу не такой и добряк, а его поступки всегда обусловлены собственным видением ситуации. Он мечется и страдает, поступает эгоистично и жестоко, но со временем (вместе со зрителем) приходит к правильному выводу: Создатель дарует каждому сомнение и право выбора. И пользоваться этими дарами не просто нужно, а необходимо и не взывая к небу.
P.S. В этому году должен выйти фильм Ридли Скотта о Моисее. Стало известно название – “Боги и Цари”. Ждем!