Однажды, начинающий сценарист и режиссер Ричард Линклейтер случайно познакомился с девушкой Эми, с которой провел всю ночь, прогуливаясь по улицам небольшого городка где-то в Филадельфии. На следующий день они расстались, так и не успев обменяться контактами. Эта потеря стала основой для для одного из самых смелых экспериментов в истории современного кино. Линклейтер, как человек впечатлительный, решил обыграть запоминающийся эпизод свей жизни в независимой драме “Перед рассветом” (1995) – первом фильме из трилогии о взаимоотношениях двух людей, таких разных и таких похожих.
В этом году вышла третья часть истории “Перед полуночью”, которую проигнорировали практически все российские кинотеатры. Что, конечно же, не делает чести местным прокатчикам намеренно игнорирующим независимые ленты.
Тем не менее, “Перед полуночью”, для меня, один из самых запоминающихся фильмов года со своим особым киноязыком, филигранной актерской работой и глубоким философским пластом.
История взаимоотношений двух людей (их играют Итан Хоук и Жюли Дельпи) начинается еще в 1995 году, когда они познакомившись в поезде, решают вместе провести сутки в Вене, пока их пути не разойдутся. Он живет в США, она в Париже. По всем канонам жанра, чувство влюбленности которое они, кажется, испытывают, в первые минуты знакомства становится их главным жизненным испытанием. Расставшись, они встречаются (почти случайно) лишь спустя 9 лет в Париже. Где Джесси (Хоук) уже известный писатель, написавший под влиянием романтической ночи в Вене книгу, ставшую бестселлером. Селин (Дельпи) – известная борец за экологию. Герои вновь проводят день вместе, вновь расстаются, чтобы опять встретиться через несколько лет. Года меняют характеры и судьбы, сводят и разводят с разными людьми. Единственное, что остается неизменным – это взаимная любовь, которой не страшны ни время, ни расстояния. Однако любовь у Линклейтера не столько явление основанное на взаимной симпатии, сексе или трепетном отношении друг к другу. Любовь здесь — нечто напоминающее идеи Эриха Фромма, такие простые, но сложные для исполнения.
Пересказывать любую из эпизодов этой трилогии практически невозможно. Повествование здесь – это неспешные, ироничные и глубокие, смешные и трагичные диалоги от которых невозможно оторваться. Если фильм начинается с абсолютно несерьезных разговоров обо всем на свете, то к концу перерастает в скандал на грани расставания и переходит к традиционному для Линклейтера открытому финалу. И дело здесь не столько в мастерстве режиссера, способного снимать 20-минутные сцены единым кадром, сколько в актерах, которые, уже давно играют самих себя.
Юношеский задор и склонность идеализировать все происходящее спустя года разбиваются о быт и жизненные неурядицы. История Джесси и Селин – история любого из миллионов людей, испытавших в свое время невероятную страсть, обиду, горечь расставания, ненависть друг к другу. Режиссер Линклейтер не пытается дать универсальные ответы на жизненные вопросы, вроде: как сохранить любовь в течение десятилетий? Он, сидя на режиссерском кресле, дает свободу интерпретации зрителю через своих героев. Именно эта реалистичность, способность говорить понятным зрителю языком и отличает эту кинофраншизу от абсолютно безликих мелодрам с традиционным хеппи-эндом.
“Перед полуночью” – самый зрелый фильм трилогии и поэтому самый драматичный. История, которая началась 18 лет назад, на первый взгляд, подошла к своему логическому завершению. Мне же кажется, в этой знаменитейшей киноистории все только начинается. Ждём еще 9 лет.
P.S.: Если вы решили посмотреть “Перед полуночью”, рекомендую начать просмотр с первого фильма трилогии “Перед рассветом”.