В этот раз решил отойти от традиции рецензировать премьеры и написал о фильме 2008 года «Первый день оставшейся жизни» (Le premier jour du reste de ta vie), который меня, как зрителя, очень тронул. К французскому кино я всегда относился с огромным почтением и уважением, но смотрел фильмы преимущественно на своем ноутбуке. На ТВ кино из этой прекрасной страны по странной причине показывают редко, а если и показывают, то как правило одни и те же тайтлы вроде “Такси” и “1+1”. О работах Годара, Лелуша и говорить не приходится.
О фильме «Первый день оставшейся жизни» я узнал из одного блога в ЖЖ, где его очень хвалили, и тоже решил оценить. Правда главной загвоздкой стал поиск фильма, как оказалось русской озвучки не существует в природе. Зато нашлась версия с субтитрами. Voila.
Фильм снял режиссер Реми Безансон по собственному сценарию. В центре повествования – история обычной французской семьи и их взаимоотношений на протяжении десяти лет. Кажется, сюжет банальнее некуда. На деле же мы, как зрители, получили очень интересный нелинейный рассказ, разделенный на новеллы. Каждая из них – есть микроистория взросления каждого из членов семьи. Абстрагируясь от стереотипов, идентичности своих героев мы видим ряд универсальных сюжетов, с которыми сталкивался каждый из нас. На протяжении фильма часто ловишь себя на мысли: в моей семье ведь было что-то подобное.
Кризис среднего возраста, взаимоотношения отцов и детей, первые ошибки молодости, смерть близких – всё это наша жизнь с её чередованиями чёрного и белого. Но если подумать, все-таки тема взросления здесь превалирует. Однако, это не столько взросление в физическом плане, сколько психологическом. У каждого оно происходит по-разному, но всегда очень болезненно. Каждый из героев в своих мечтах стремится в беззаботное детство, которое невозможно вернуть. Отсюда и повышенный градус переживаний и метаний, внутренняя неудовлетворенность каждого из героев, которых так понимаешь.
Смешать истории и судьбы в “удобоваримую” визуальную форму было настоящим подвигом и Безансон с ним справился. За 100 минут рассказать историю большой семьи Дюваль так, чтобы ты понял, принял и запомнил каждого из персонажей — творческое достижение. Оно складывается не только из сценарных находок и режиссерской работы, но и безупречной актерской игры. У режиссера получилось создать фильм, который умело управляет зрительскими эмоциями, часто меняет форму повествования (от молодежной комедии до трагедии), но делает это так умело, что остается только восхищаться.
Французское кино – кино особое, очень ироничное и умное, всегда наполненное культурными отсылками. «Первый день оставшейся жизни» этому принципу не изменяет: здесь можно найти и идеи Пруста и экзистенциальные мотивы, но все это звучит под песни Дженис Джоплин и Дэвида Боуи, подчеркивая универсальность нашего мира.
При всей внешней яркости и простоте это очень тонкий и душевный фильм о каждом из нас. И как же жаль, что подобные фильмы не показывают широкой публике. Многое теряем.