“Прибытие” — фильм, о котором я ничего не слышал до Венецианского кинофестиваля. Особо его не рекламировали, да и в топе ожидаемых фильмов года он не засветился. Но как это обычно бывает в кинематографе, “темная лошадка” от потрясающего постановщика Дени Вильнёва потрясла всех. Меня в том числе. После замечательного “Интерстеллара” люди искренне ждали умный sci-fi. Дождались!
“Прибытие” в тв-роликах подается, как остросюжетный боевик со знакомым сюжетом про инопланетян. Забудьте. Это сделано лишь по самой причине — дать шанс самому зрителю оценить другое нешаблонное авторские кино, где нет безумной динамики, горы спецэффектов и пафосной музыки. “Прибытие” — это прежде всего личная история. Это картина, которая пытается поговорить с вами на серьезные темы.
В годы расцвета жанра писатели прекрасно понимали, что фантастические миры и общий неземной антураж — это лишний повод поговорить с читателем о насущных земных проблемах с помощью метафоричного языка. Прибытие воспринимается именно таким произведением. Хотя общий синопсис и связан прибытием инопланетных кораблей (что кажется типичнейшим шаблоном), но всё что происходит за два часа экранного времени удивляет. А ближе к концу повествования и вовсе потрясает.
Фильм основан на рассказе американского фантаста Тэда Чана “История твоей жизни”. И как режиссер Вильнёв и сценарист Эрик Хайсеррер поступили с переносом истории на большой экран вызывает огромное уважение. Они не просто пересказали произведение Чана, но и насытили фильм важными вопросами, которые постоянно задаешь во время просмотра.
Главная героиня Луиза Бэнкс (Эми Адамс) на протяжении повествования пытается расшифровать язык пришельцев и найти ответ на главный вопрос: “Зачем они прибыли?” Ответ параллельно ищут еще десяток стран, демонстрируя главную черту человечества. Люди, столкнувшись с неизвестным, начинают паниковать и готовиться к войне, хотя стоило лишь поговорить друг с другом. Это очень глубокая мысль, которая находит отражение в любом реальном выпуске новостей. Или другой аспект — понимание “других” через письменность. Чтобы полностью погрузиться в это самое понимание нужно раствориться в языке, самому стать другим, а значит изменить себя, законы восприятия мира. Это лишь пара сценарных нитей из большого клубка. Затронув другие темы, я могу невольно раскрыть ключевые сюжетные повороты.
Если вы не читали рассказ, рассуждать по поводу “Прибытия” очень сложно. Хотя фильм может временами напоминать зачин к фильму-катастрофе, интеллектуальную драму, все же это личная история Луизы. Эми Адамс потрясающая, она гениально передает разнообразные эмоции. Являясь гениальным ученым она не теряет женственности и обаяния, ей искренне веришь и сильно переживаешь.
Эмоциональные аспекты оператор намеренно подчеркивает крупными планами. Сочетание съемок на широкий и длиннофокусный объектив позволяет передать масштаб и величину, придать объем сцене. Работа сделана изумительно. Саундтрек, который написал талантливый Йохан Йоханнссон, максимально точно подчеркивает происходящее на экране. Вкупе с крутым монтажом звука музыка звучит просто невероятно. Не могу вспомнить случай, когда получал настолько большое удовольствие от звука в кинотеатре.
“Прибытие” — великолепный фильм, способный удивить. После таких работ выходишь из зала совсем другим человеком. Самое замечательное состоит в том, что этот фильм по-хорошему стоит смотреть дважды, тогда он начинает раскрываться совсем с другой стороны.