Джо Сванберг — режиссер независимого кино. В узких кругах человек известный и, что не менее важно, талантливый и работоспособный. В последнее время он успевает снимать в год по 2 картины разительно отличающиеся повествованием и уровнем кастинга на главные роли. В прошлом году я высказывался на тему “Собутыльников” — очень приятного инди с классными актерами. Теперь пришло время новой работы — “Счастливого рождества”.
Эта лента не имела проката в российских кинотеатрах и посмотреть её можно только в каком-нибудь iTunes. Что я и сделал. Несмотря на громкое название сулящее радость, “Счастливого рождества” — это довольно камерная драмедия с классной актерской импровизацией и псевдо-документальной подачей.
В семью к Джеффу (Джо Сванберг) приезжает его сестра Дженни (Анна Кендрик), не отличающаяся послушанием и ответственностью. Подружившись с его женой Келли (Мелани Лински), она переворачивает жизнь семьи с ног на голову сама того не осознавая.
По моему резюме можно решить, что за 80 минут экранного времени только и будет происходить что-то динамичное и живое. На самом деле нет. Повествование очень неспешное, способное продемонстрировать лишь все “прелести” семейной жизни с маленьким ребенком. Келли, написав и выпустив успешную книгу, страдает от безысходности и все время посвящает малышу, муж пропадает сутками на работе. Дни идут за днями без особого разнообразия.
Приезд героини Анны Кендрик становится настоящим событием, которое находит отклик как у Джеффа, так и Келли. Её образ метафоричен, это иной тип поведения и жизни без забот и обязательств, это иной тип мышления и поступков. И, конечно, здесь встречаются два мира: замужняя вечно занятая женщина, не реализовавшая свои мечты и бесталанная, но свободная девушка мечт не имеющая. Что же важнее: свобода или ответственность, семейный уют или дружеские вечеринки, материнство или свободные отношения? Как найти баланс между творчеством и рутиной? Эти вопросы и ставит режиссер по доброй привычке на них не отвечая. В 33 года Сванберг выступает в качестве проницательного творца, обладающего ироничным взглядом на вещи.
“Счастливого рождества” — это отличный актерский перформанс с харизматичными персонажами. Здесь никто не пытается играть, лишь чистые импровизации вплоть до произносимого текста. От этого эффект присутствия усиливается десятикратно. 80 минут ты просто подсматриваешь за героями, которые не стремятся настроиться на лирические или философские разговоры. Они просто живут. Пожалуй, единственное, что действительно порадует любого киномана, так это диалоги о новой книге. Режиссер Сванберг прямым текстом подшучивает над современной литературой и, в частности, “50 оттенками серого”. Пять баллов.
Если подвести итог, то Джо Сванберг снял кино для себя и своего поколения. В его семье тоже растет ребенок и мне кажется, что этот фильм был в некоторой степени рефлексией на все то, что происходило совсем недавно. Лента “Счастливого рождества” — неплохое инди с хорошей актерской игрой и приятными актерами, его можно посмотреть в пятницу вечером и забыть навсегда. Всё как в жизни.