Выход на экраны фильма в специфическом жанре драматической комедии в последний год стало настоящий трендом и, что говорить, трендом приятным. “Спасти мистера Бэнкса” – одна из таких картин, которой еще несколько месяцев назад пророчили кучу номинаций на “Оскар”. В итоге фильм удостоился лишь номинации за лучший саундтрек. Однако, это ни в коем случае не сказалось на качестве и зрительском самоощущении после просмотра.
Сюжет фильма посвящен истории рабочих взаимоотношений между Уолтом Диснеем (Том Хэнкс) и английской писательницей Памелой Треверс (Эмма Томпсон), написавшей известную сказку о “Мэри Поппинс”. Двадцать лет уговоров экранизации, наконец, увенчиваются успехом и миссис Треверс отправляется в Лос-Анджелес для работы над фильмом, который в 1964 году получит 5 статуэток “Оскар”. Впрочем, писательница, не обладающая мягким нравом, имеет собственный взгляд на сценарий и с трудом договаривается с любым, кто встречает её на “Фабрике грёз”.
“Спасти мистера Бэнкса” – кажется, самая пронзительная биографическая мистификация, которую мне удавалось видеть. Хотя, признаемся, кино всегда имеет необходимый инструментарий для корректировки некоторых исторических событий в общественном сознании, особенно если эти события так важны для определенной нации. И в этом российскому кинематографу стоит поучиться у своих западных коллег.
Уолт Дисней – один из главных символов США. Несмотря на множество противоречивых фактов биографии его безумно любят и с особым трепетом относятся к его наследию. Фильм лишь подтверждает этот тезис, ведь выход как раз был запланирован к круглой дате – 50-летию со дня первого показа на большом экране экранизации истории о няне-волшебнице. А самого киномагната играет другой не менее знаменитый символ Том Хэнкс – один из любимых актеров американских зрителей.
Но назвать фильм рядовой биографической драмой с неизменным хэппи-эндом сложно. Картина скорее напоминает многослойное повествование, пропитанное психоаналитическим дискурсом, блуждающим сквозь десятилетия. Работа режиссера Джона Ли Хэнкока постоянно балансирует на грани между реальностью и воспоминаниями Памелы Треверс. События в настоящем постоянно возвращают её в прошлое, а оно, в свою очередь, становится ключом к пониманию творчества знаменитой писательницы. Множество флэшбеков, предусмотренных сценарием, в свое время стало тем фактором, не позволившим снять фильм из-за технических трудностей. Но современные технологии позволяют легко воссоздать картину жизни как в Австралии начала прошлого века, так и Лос-Анджелес 1960-х. Причем присматриваясь к деталям искренне восхищаешься с какой скрупулёзностью выстроен мир фильма.
“Спасти мистера Бэнкса” – традиционный диснеевский фильм в общепринятом понимании: добрый, трогательный, вызывающий массу эмоций, но снятый исключительно для взрослых. Тех взрослых, которые не потеряли связь с детством, желанием погружаться в свои фантазии и верить в чудеса. Главное: фильм впечатляет, трогает и способен выжать слезу у любого зрителя. И за это ответственны актерские работы Хэнкса, Пола Джаматти и, в особенности, Колина Фаррелла и Эммы Томпсон. Они восхищают своей игрой от которой невозможно оторваться. Соответствующее ситуации настроение создает превосходная музыка Томаса Ньюмана.
Не хотелось бы проводить аналогий, “Спасти мистера Бэнкса” отчасти напоминает “Волшебную страну” с Джонни Деппом, сыгравшего Джеймса Барри – создателя сказки про Питера Пэна. Но ощущается более доступным для понимания кинопроизведением.
Очередную работу студии Дисней и режиссера Хэнкока нельзя назвать гениальным произведением, киноработой на все времена. Нет, это не так. Но зато это прекрасный пример того, как стоит относиться к своему культурному наследию и повод задуматься о ключевых принципах такого сложного понятия как Творчество.