До российских экранов добрался еще один участник “оскаровской гонки” фильм Мартина Скорсезе “Волк с Уолл-стрит” с Леонардо Ди Каприо в главной роли. При всем уважении к великому режиссеру, он, кажется, поставил самую эпичную саркастическую постановку в своей карьере, где на сцене правит один актер.
Идея сравнивать новую работу Скорсезе с экранизацией “Великого Гэтсби” терпит фиаско на двадцатой минуте, когда зрительское восприятие подсказывает: держись, это только начало. “Волк с Уолл стрит” — это “Гэтсби” на стероидах, точнее синтетических наркотиках – так было бы правильнее.
Главный герой Джордан Белфорт, проработав некоторое время брокером на Уолл-стрит, неожиданно теряет работу и решает что-то изменить в своей жизни. Он создает собственную фирму, приглашает своих друзей и пользуясь природным обаянием и силой убеждения за короткое время достигает финансового успеха.
Синопсис фильма можно уложить в пару строк и дело тут не в отсутствии сюжетных коллизий, а в том на что обращает внимание режиссер. Когда речь заходит о байопиках, мы привыкли видеть историю одного человека, показанную сквозь годы. В этой картине всё несколько иначе. Несмотря на то, что в фильме существуют временные рамки, действие, как таковое, не меняется. Большие и неизменно грязные деньги зовут к себе на тусовку облака кокаина и проституток. Безумно комичные диалоги сочетаются со сценами оргий и разврата. И всё это растягивается на 180 минут. Кажется, Скорсезе снял свой самый провокационный фильм. Основная задача развлекать, смешить и провоцировать оказывается в некотором роде симулякром. Речь в идёт от первого лица. Белфорт, словно, восхищаясь собственным гением ведет диалог со зрителем, погружая его в мир капитализма, где нет места таким вещам как доброта и помощь.
Из-за этого и возникает некоторая проблема восприятия. Вроде и понимаешь, что “Волк с Уолл-стрит” – это саркастическая пародия на США, где все пороки доведены до абсолюта, но абсолютно никому не сопереживаешь, не делаешь вывод после просмотра. Разве что лишний раз убеждаешься в особенностях человеческой природы, склонной к алчности и гедонизму. Впрочем, если рассматривать работу именно как черную комедию, то тихо аплодируешь Скорсезе, он снял лучшее жанровое кино в своей карьере.
В самом начале я упомянул о театре одного актера. Потрясающая игра Леонардо Ди Каприо выше всяких похвал. Он сам признавался, что всегда мечтал получить роль одновременно обаятельного и омерзительного персонажа, погрязшего в наркотиках и спиртном. Поэтому переходы от одной эмоции к другой, возвеличивание своего эго, наркотическое опьянение и идиотическое поведение – всё это сыграно так, что лишний раз преклоняешься перед талантом этого человека. Подобное и касается работы Джоны Хилла, сыгравшего в фильме за символический гонорар. Он всячески старается, чтобы зритель забыл о его прошлых амплуа.
Каждый, кто слышал об американской мечте, всегда рисует в своем сознании идеалистическую картинку достижения успеха. “Волк с Уолл-стрит” рассказывает об обратной стороне этого понятия, технологично, смешно, но утомительно и не нравоучительно.