Яндекс в рамках своей ежегодной конференции представил новую блоговую платформу на базе рекомендательного сервиса Яндекс Дзен. Это своеобразный агрегатор с интеллектуальным обучением и индивидуальными рекомендациями. К слову, одни от него в восторге, других он дико раздражает. Раньше подключиться к Zen могли сайты и блоги с помощью RSS канала. В “Яндекс” пошли дальше и развили идею, превратив рекомендательный сервис в полноценную блог-платформу. Так ли она хороша?
После того как анонсировали Дзен для блогеров, меня не покидало ощущение дежавю. В мире постоянно предпринимали и предпринимают попытки создать собственный крупный блог-сервис на новых принципах. Вспомним тот же Medium, у которого Дзен много подсмотрел или Tumblr. Но удача сопутствует далеко не всем.
Большинству продвинутых пользователей ясно, что век ЖЖ ушел, а адекватной замены — отечественной платформы для блоггинга, не было до сегодняшнего момента. В этом смысле, Zen — первый в очереди на лидерство. Разработчики специально подчеркивают, что платформа будет активно развиваться, популярные каналы смогут получить финансовую поддержку и подключать рекламные модули. Таким образом Яндекс мотивирует крупные издательства и известных блогеров на создание собственных каналов внутри сервиса.
Yandex Zen — пример ультимативного минимализма. Заходим в сервис с помощью нашего Яндекс аккаунта, создаем собственный канал и приступаем к написанию статей. Оформление и редактор здесь точь в точь как у Medium. После оформления поста жмем “Опубликовать”, статья получает уникальный (и кривой) URL и автоматически отправляется людям в ленты Яндекс.Дзен. Они, к слову, по умолчанию активны в Яндекс браузере и некоторых других программах-партнерах.
Пользователи видят статью в ленте и одобряют её (лайком) или не одобряют. Могут подписаться на блог или проигнорировать эту возможность. Рекомендательный сервис начинает адаптировать статьи под ваши интересы. Звучит круто. Потенциально.
Какие я вижу проблемы и вопросы на данный момент? Пункты субъективны, но всё же.
1. У Дзена нет никаких особенных преимуществ перед традиционным блогами или другими платформами. До финансовой поддержки и рекламы нужно дорасти.
2. Не ясен принцип работы и индексации контента. Можно ли дублировать контент с собственного ресурса? Можно ли будет найти статью в поисковой системе? Реально ли накрутить просмотры и улучшить видимость отдельной статьи в помощью массовых лайков/дизлайков? Судя по первым отзывам, практически все новые статьи минусуют (специально?!).
3. Пока у Дзена нет возможности сделать красивые Url каналов и постов. Это поправимо.
4. Никто не даст гарантий, что Дзен “выстрелит”. Логичный вопрос: стоит ли занимать свою нишу и активно наполнять канал уникальным контентом? Это ведь время, силы, средства. Одними мифическими деньгами аудиторию не удержать.
5. На данный момент у платформы нет конкретной специализации. Medium вырос в профессиональное комьюнити с очень качественным контентом. Tumblr стал площадкой для хипстеров. Дзен может выбрать любой путь, а может превратиться в агрегатор для желтых или политических новостей. Время покажет.
6. Пока нет рубрикатора для поиска интересных каналов. И прочее, прочее…
Главное преимущество платформы заключается в миллионной аудитории Яндекса. Там где ЖЖ теряет писателей и читателей, Яндекс аудиторию наращивает просто развивая Ya Browser или заключая партнерство с производителями телефонов или разработчиками программ.
Начинание у компании прекрасное, будет интересно наблюдать за развитием новой платформы. Создавать там отдельный блог лично я не намерен, у меня нет такого количества свободного времени, но следить за обновлениями буду. Подробности по поводу работы с Дзеном вы можете посмотреть в справке по ссылке — https://yandex.ru/support/zen/index.html